Страницы: 18 9 10 11 12
 
равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

МИР БЕЗМОЛВИЯ
(Вокруг оз.Эльтон- оз. Булухта- р.Волга- Арчединские пески- р.Дон- балка Каменный провал- эхо войны- Цимлянские пески- Цимлянское море- Волгодонск- Волгоград 2005г)

Эпизод 31 (фрагмент 4, фр.1,2,3 см. выше)
20-21 августа

..Не спится, лежу ,часто поглядываю на часы, боясь пропустить остановку, а потом и вовсе слезаю с верхней полки и начинаю собираться,- спускаю упакованный вел, подтаскиваю его поближе к выходу. Плацкартный вагон погружён в сон, время час ночи, за окном непроглядная темень, прилегла и дремлет студентка- проводница под синим тёплым одеялом, но вскоре просыпается, состав замедляет ход. Спрашиваю название станции,- она утвердительно кивает и идёт в тамбур открывать дверь. Вздрогнув, поезд остановился, непривычная тишина со станционными запахами теплой волной накатила из темноты. Но нет, несколько желтоватых фонарей слабо подсвечивали перрон, пыльные кусты акаций и неясные силуэты пирамидальных тополей между приземистыми станционными постройками. Выгружаюсь с велокрейсером один с состава и медленно тащусь вдоль вагонов. Вокруг ни души, и некого спросить куда я попал. А сомнения начали закрадываться ещё в вагоне, проводница похоже была совсем не в теме, а со сна и вовсе..
Проходя мимо третьего вагона, вижу открытый тамбур, а там два проводника курят.
Разъяснили мне, что это остановка непассажирская, находится на территории другого государства- Казахстана, а я самый настоящий нарушитель границы. Сонливость как рукой сняло, быстро затаскиваю имущество в вагон,благодарю моих спасителей, и проводницу не забываю вспомнить.

От казахской станции ДЖАНИБЕК (Жанибек) до нужной остановки оставалось минут двадцать хода поезда, и это была уже наша земля.
Вторая выгрузка прошла гораздо спокойнее. Кирпичное белое и совсем маленькое здание станции ЭЛЬТОН, приютило меня до рассвета. Не спеша собираю вел, немного беседую с коренастым местным ж/д начальником, даже успеваю поспать пару часов на сиденьях крохотного зала ожидания. На улице нахожу дежурный магазинчик, но ни колбасы, ни хлеба не было, выезжаю за околицу с жалкими остатками еды от поезда.

Посёлок ещё спит, припорошённый степной пылью, проезжаю мимо грязелечебного санатория, за воротами темнеют густой зеленью деревья,- совсем как оазис в пустыне. Наливаю на околице пресной воды из колодца, вода тоненькой струйкой вытекает из дырявого ведра.Справа от дороги желтеют невысокие холмы, а слева открывается простор озера ЭЛЬТОН, оно всё ближе, и через 5км разворачивается во всей красе ослепительной белизны соляной поверхности. Утренний ветерок холодит руки, но солнце встаёт всё выше, согревая душистые почти высохшие травы. Огибаю озеро диаметром 19км против часовой стрелки. Вот ушли назад разработки целебной грязи с торчащими в разные стороны деревянными столбиками, показались на берегу две палатки (там, похоже ещё спали), может быть биологов, или туристов (оз.- особо охраняемая заповедная территория).

Далее дорога твёрдой каменистой почвы и особая тишина, не нарушаемая никакими городскими звуками. За час движения успеваю рассмотреть в дальнем северном уголке озера полоску нежного розового цвета,- такой оттенок приобретает рапа к осени. Сверяюсь с картой, вскоре началось понижение в лощину, пошли заросли тростника и небольшая речка ХАРА, впадающая в Эльтон. Несколько уток, вспугнутых мной, выпорхнули с шумом из зарослей.Перекидываю на тот берег рюкзак с багажника и баул с палаткой и сп. мешком, потом и сам перескакиваю с велом, хлебнув воды одной ногой. Сажусь, примяв полынь, отдыхаю, первая водная преграда пройдена, а высохшая щиколотка ноги побелела от соли. Велокрейсер размеренно катит дальше и горячее дыхание степи становится всё ощутимее. Вскоре показалась кошара, у поилки для овец трудилась пожилая казашка, недалеко у сарая работал топором хозяин. Здороваюсь, расспрашиваю о дороге, они охотно отвечают, дополняя друг друга, но как я раскаиваюсь, что не знаю казахского, по русски они говорят с трудом, понимаю мало, но всё равно благодарю и еду далее по тропке. Зелёный цвет на открытом пространстве вновь исчезает, уступая жёлтым, белёсым, красноватым оттенкам. Вдруг вел выскакивает на край довольно крутого обрыва,- внизу серебрится довольно широкая водная поверхность ещё одной реки- ЛАНЦУГ. Словно прорезая степь, течёт она в озеро, в тишине, окружённая пятнами красно-серых трав. И опять лишь у берегов зеленеющий тростник смягчает непривычность окружающего пейзажа. Эта необычность усиливается и тем,что реки несут солёные воды, в солёное же озеро. Невольно задержмваюсь на краю обрыва, смотрю на белую полосу озера, блики воды в реке, кирпичного цвета жёсткие травы, вдыхаю запахи сухих трав и солёных вод. Чудно как-то,- получается, реки текут ниже уровня степи, и озеро тоже ниже уровнем. Загадка объясняется интересно- географически поверхность озера почти на 20м ниже уровня моря..

Двигаюсь вдоль берега вверх по течению, отъезжаю от озера километров на семь, и вот она, переправа, насыпной мостик поверх плотины. Переезжаю и поднимаюсь из низины. Двигаюсь ближе к берегу озера, ориентируясь, хотя бы примерно, по солнцу. Горизонт расширился во все стороны, исчезли ориентиры. Вскоре чуть в стороне появилась точка, превратившаяся в вагончик. Навстречу с лаем бросились лохматая чёрная собака,за ней лопоухая небольшая дворняга, но тут же замолчавшие после окрика чабана. Мужчина средних лет с короткой бородой, в полосатой рубашке, пригласил отдохнуть, угостил чаем и много чего рассказал про себя, про здешнюю природу. Он нанимается пасти овец не первый сезон, заодно лечится здешней грязью из озера, по самочувствию очень помогает. Чабан рад был пообщаться, за чаем как-то незаметно ушла усталость. Долго ещё виднелся вагончик, собаки, и рядом одинокая фигура чабана.

По солнцу замечаю, что поворачиваю на запад юго-запад, повторяя береговые изгибы. Справа вдалеке замаячили гордые силуэты пасущихся верблюдов. Близко к себе они не подпускали, фотографирую их издали. А слева проглянули балочки небольшой речки Солянки, древний колодец. Приблизившиеся клубы пыли превратились в УАЗик- буханку. Это оказалась экскурсионная группа из санатория, им показывли заповедные места озера. Девушка экскурсовод стала расспрашивать кто я и откуда, где ночую и т. д. Желаем друг другу счастливого пути и разъезжаемся. Велокрейсер пересекает тропки, всё ближе и ближе к Красной Деревне,- неприметному селению на юго-западном берегу. Проехав его, чувствую усталость, останавливаюсь прямо у дороги, перекусываю остатками вчерашней еды. Раскалённый воздух струится над белым соляным простором озера, над степью, заставляя дрожать и переливаться горизонт. Когда вел повернул на юго-восток, восток, впереди появился мираж,- словно оторванные от поверхности земли, парили вытянувшись в цепочку деревья. Через час въезжаю на хорошую дорогу, обсаженную тополями, а там и в посёлок Эльтон, завершив объезд горько-солёного озера за 8 с половиной часов, 97км. Путешествие только начинается..

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

СНЕГ УЖЕ ТАЕТ

Асфальт на дороге становится вполне пригоден для езды, вот только обочина запаздывает, сплошные ледяные наплывы и лужи исключают всякую возможность манёвра, ухода от габаритного транспорта,- одним словом, ещё не время. Можно пока проверить состояние колёс, покрышек застоявшегося велоконя. Выбрать покрышки на вел - та ещё задача. В магазине встречаются в основном с крупным рисунком протектора, реже с мелким, и очень редко со сглаженной поверхностью и неглубокими канавками. Рельефный и высокий рисунок протектора позволяет уверенно катить по мокрым грунтовкам с грязью, лужами, песком, но становится ненужным на асфальте и сухом, твёрдом грунте, создавая заметный шум при движении и уменьшение наката. Другая крайность — почти гладкая покрышка с канавками для отведения воды (слик) — менее устойчива при крутых поворотах на мокрой дороге, с мокрыми листьями и т. п., зато практически бесшумна и с прекрасным накатом в сухую погоду. Некий компромисс дают покрышки с гладкой прверхностью посередине (хороший накат и малошумность) и с зацепами- выступами по бокам (полуслик) для уверенных поворотов и при резких перепадах на грунтах.

Если же задаться целью сделать вел суперпроходимым, нужно обратить внимание и на ширину покрышки, чем шире она, проходимость выше, но тем меньше накат. Появился даже особый класс — фэтбайки, с огромными, почти мотоциклетными шинами. По предназначению своему это сущие внедорожники, но и сопротивление качению по асфальту у них будет выше, чем у обычного вела.

По небольшому опыту, покрышки со средним (с большим тем более) рисунком протектора меньше боятся проколов, нежели шины с гладкой средней частью, одним словом, можно выбирать что понравится, по своим надобностям и возможностям.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

ДРОБЛЕНИЕ НА ЧАСТИ

Уже несколько лет в велотуризме применяется новый, необычный на вид способ экипировки, укладки велоимущества, причём иногда меняется и конструкция вела. Основной результат изменений – поклажа на веле распределяется, подвешивается и крепится без багажника небольшими свёртками, мешочками, баульчиками по разным местам рамы (спереди,сзади,сверху и снизу). Всё плотно упаковано в герметичные водонепроницаемые оболочки. Естественно, снаряжение должно быть очень ЛЁГКИМ И МАЛОГАБАРИТНЫМ ( и как правило недешёвым). Такой способ называется БАЙКПАКИНГ, и действительно, вел становится не перегруженным, манёвренным, и путешественник в силах проехать по узким тропкам, грунтовкам, асфальту большее расстояние. Однако ничто не даётся просто так, разнообразные вещи из одежды, запас еды, оргтехника, фото-киноаппаратура, солнечные панели, подарки для далёких друзей с теорией байкпакинга становятся трудно совместимы. Последнее слово, как всегда, остаётся за самим путешественником..

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

КОГДА НЕ СТРАШЕН ПАЛАТКЕ КОНДЕНСАТ

Обычно двухслойную палатку ставят вместе с внешним тентом, защищающим её от дождя и сохраняющим тепло. Это хорошо в холодные весенне- осенние ночи, когда «за бортом» околонулевые температуры. Но в большинстве летних ночёвок, с ясной погодой, теплом, а то и духотой, достаточно установить внутреннюю часть палатки (обычно из сетки, лёгкого нейлона), не пропускающую ветер, комаров, не дающую утром конденсата.

Хорошо, если конструкция позволяет устанавливать внутренний тент вместе с каркасом из дуг. Проблема появляется с палатками, где внешний тент устанавливается с каркасом, а внутренняя палатка подвешивается во вторую очередь. Именно такую одноместную палатку мне приходилось каждое утро, или днём сушить минимум полчаса, если солнце горячее. Попробовал избавится от этого неудобства, добавил ремешки с фастексами для крепления к дуге, оттяжки
и после испытания в весеннем лесу внутренняя палатка стала самостоятельной для ночёвки в хорошую тёплую погоду, и конечно же, БЕЗ КОНДЕНСАТА.

Несколько фото в конце альбома о подвесной палатке
https://vk.com/album696547816_285119081

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

Последние дни августа стоит мягкая , тёплая погода, нет уже сочных запахов цветущей черёмухи и яблони, ушли светлые ночи июня, знойные поля и леса июля с грибным духом, манящая прозрачность воды в речках, озёрах, очень медленно уходит густое дыхание зреющих хлебов, убранной соломы и созревающих груш в садах,- в завершающие недели лета. Сентябрь на носу,, можно не торопясь начинать повествование о велопутешествиях 2023г. Возможно, кто-то тоже совершал велопоход (походы), и всегда интересно читать рассказы об этом, просто сообщения, пусть совсем небольшие.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

ГДЕ СПРЯТАНЫ ПОДАРКИ С НОВОЙ ЗЕМЛИ, А ТАКЖЕ КАК НАЙТИ В ЖАРКОМ ЛЕСУ ХОЛОДИЛЬНИК велопутешествие май 2023
( БГР- Чаглово- Арзамас- Сатис- Стеклянный- Введенский скит- Дивеево- Кавлей- Ардатов- Гремячевский ГОК- Мухтолово- оз. Большое- Балахониха- Никольское- Чернуха- БГР)

Эпизод 64
10 мая

Вокруг всё благоухает, цветёт и зеленеет. По пути на станцию Чаглово (около Каменок) заезжаю на родник, набираю воды на вечер и утро, и еле дождавшись электрички (опоздала на целых 40 мин.), привычно и оттого легко загружаюсь в вагон. Набежавшая облачность и холодный воздух в Арзамасе заставляют одеться потеплее, с включённой фарой проехать центр города, Выездное, ещё километра три по ночному шоссе, до появившейся слева лесополосы, где обустраиваюсь при свете налобного фонарика. Легко ужинаю, обтираюсь влажным полотенцем и ложусь спать в подвесной палатке среди берёз и негромких трелей соловья. +9 гр.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

11 мая
В 6.10 утра было уже тепло, еду по шоссе на Дивеево, постепенно снимая лишнюю одежду. Солнечные просторы полей, дорога почти без подъёмов все 30 км, поворот на Первомайск. Открытые пространства постепенно заполняются лесами, нескончаемыми полосами вешней воды вдоль обочин дороги, местами отдыха с зелёно-красными скамейками и столиками. Через 20 км появился указатель влево на САТИС. Сворачиваю налево и еду сосновым лесом 4 км, соседствуя с речкой тоже Сатис. В посёлке расположился каскад красивых прудов- озёр с плотинами. Вдалеке доносились звуки с единственного предприятия, связанного с деревообработкой. Ориентируюсь в центре, выбираю дорогу, уводящую от магазина на восток, через запылённый ж/д переезд (ветка на г. САРОВ) и далее глинистой полосой с колдобинами, уходящую в лес. У последнего дома водитель стоящего Камаза подтвердил, что дорога идёт на Зелёный городок (заброшенный). Велокомп начинает отсчёт расстояния с просеки ЛЭП.Недалеко у обочины перекусывали трое лесорубов, а дальше лес поглотил следы цивилизации на 7км. Замечаю боковые просеки, ответвление дороги, пока всё совпадает с картой бывших здесь давно саровских краеведов. По расстоянию пора поворачивать в лес, но следы просеки почти исчезли, впереди отражает облака коварная болотина. На всякий случай прохожу дорогой ещё 200м, возвращаюсь и начинаю пробираться по топким кочкам. Тут помощником становятся компас и пройденное расстояние. Да, как всё заросло. Позади уже 700м, собираюсь обходить берёзки с какой-то кучей земли меж ними, и становлюсь как вкопанный. Эта куча обретает вдруг зримые очертания исполинского гранитного валуна- мегалита, застывшего посередине небольшого болотца. С сильным желанием прикоснуться к камню, натаскиваю сухие стволы, и по небольшой гати допрыгиваю до прохладной поверхности. С одного бока на камне высечены непонятные знаки, с другого- непонятные рисунки. Сижу на этом пришельце из Арктики, и мысли начинают приходить совсем не земные, камень живёт, управляет тобой..

Валун назван по имени недалёкого ручья- ВЕРГАР (Волчий Камень, точнее Черный Волк), неспроста рядом есть место древних языческих обрядов и поклонений, но это уже другая история.
Перебираюсь на «сушу», разбираю мостик, и всё смотрю и смотрю на это исполинское чудо. Солнце давно уже миновало зенит, зелень и жёлтые кубышки цветов ковром укрыли остатки бывшей лесовозной дороги, несмелый комар сел на руку. Возвращаюсь к дороге и через 9 км, выехав из Сатиса, располагаюсь в сосновом бору на обед. Время 16.00

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

Готовлю бульон, добавляю кусочки колбасы- первое готово, грею плов с говядиной, а на третье запиваю всё кефиром. Сосновый дух иногда перебивается густым запахом цветущей черёмухи,- велокрейсер продолжает движение на юг. Около полузаброшенной деревни вижу озерцо, то, что нужно для бритья, и через 20 мин освежённый выезжаю на асфальт. Ещё около 10 км среди высоких сосновых лесов, а к вечеру, проехав улицами Первомайска, закупив продуктов, разбиваю лагерь за городом на сухом бугорке с сосняком. У магазина таксист объяснил дорогу по городу, ранним утром завтра не у кого будет спрашивать.
В центре города у заводоуправления фотографирую массивный гранитный валун , перенесённый сюда из недалёкого посёлка БЕЗВОДНОГО. Он меньше Вергара, но также путешествовал сюда с ледником сотни тысяч лет назад.

Окачиваюсь, пью чай с творожным сырком, и спать. 21.19

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

12 мая. Поиск
Прохлада утра заставляет пошевеливаться,+5 гр. Сборы и выезд в 7ч. Пересекаю город в северо- западном направлении, сосновый лес обступает шоссе в закрытый город САРОВ. Дорога ровная, слегка петляет вправо- влево на юго- запад, иногда накатывают волны терпкого знакомого запаха от каких- то цветущих кустов. На десятом км проезжаю нужный поворот направо грунтовки, но продолжаю катиться прямо, и через 2 км тоже справа появляются несколько домиков пос. СТЕКЛЯННОГО. Ещё до революции здесь действительно делали бутылки и др. стеклотару. Слева широкая просека ЛЭП, куда осторожно сворачиваю, и через 50м подхожу к небольшой стеле- «ИСТОК р.АЛАТЫРЬ». Небольшой камень, брёвнышко для сидения, и в кустах вода,вода. Трудно понять, есть ли тут течение, вешние воды маскируют ручеёк. Пытаюсь идти далее просекой, но воды всё больше и со всех сторон. Выбираюсь назад, до асфальта, еду ещё метров двести вперёд, тут влево уходит песчаная лесная дорога, а у обочины, в центре бетонного круга стоит цилиндрический, заострённый сверху металлический столбик с никелированной табличкой,- на ней двуглавый орёл и дата 1784г, межевой знак границ трёх губерний- Пензенской, Тамбовской и Нижегородской. Название знака- ЗОЛОТОЙ СТОЛБ. Сажусь на скамейку рядом, смотрю карту, да, лесовозная дорога уходит на юг. Невдалеке слышны звуки бензопилы, рокот трактора. Глотнув воды, иду по песчаной колее, мимо горы сосновых стволов у обочины. Справа, насколько хватает глаз, возвышается МЁРТВЫЙ ЛЕС. Опалённые огнём сосны уже погибли, но внутри стволы остались нетронутыми, словно забальзамированными.Здеь и работали лесорубы, получая пользу от уже погибших деревьев. Чёрные стволы, чёрная земля, ни присесть, ни прикоснуться,- ГАРЬ. Теперь я вспомнил громадную воронку дыма, видную издалека в путешествии 2021г(эпизод 60).

Продолжаю идти вперёд, до развилки, иду влево, слева обожжённых деревьев меньше, лиственные уже не тронуты, в начавшейся низинке зеленеет густая трава и кусты.Позади 2км, дорога резко поворачивает влево. Стоп, нужно определить направление. Протаскивать через завалы вел тяжело, ставлю его у берёзы и отправляюсь в пешие вылазки, сначала в разные направления, потом придерживаясь компаса, пробираюсь по кочкам и поваленным стволам на юг-юго-восток. Справа соседствует небольшой ручей(Алатырь?), воды всё больше, ухожу левее, по бурелому то ползу,то прыгаю, стараясь не провалиться в воду. Наконец выбираюсь на подобие заросшей дороги. Ноги с непривычки гудят, и сил уже совсем не осталось. Конечно, точность расстояния неверными шагами и прыжками в разные стороны была очень приблизительной, но пройти ещё 100-200м было реально. Идти недалеко от русла стало полегче, завалы исчезли, заболоченные места обхожу, помогая сухим берёзовым шестом. Всё, дальше речка преградила путь, впереди старая вырубка, и лесоповал, а под ним вода.

Две попытки прочёсывания этого участка ничего не дали, возвращаюсь, и не могу пройти последнюю половину пути,- везде вода, поваленные стволы коварно уходят под воду. Делаю километровый крюк по еле приметной дороге, всё-таки выхожу к знакомому повороту, вот и вел у берёзы. Поиск в течение 5 часов завершился, и КАМЕНЬ АЛАТЫРЬ не открыл своих тайн.

Выбираюсь на шоссе, с безразличием усталости проходя мимо щитов «Мордовский заповедник. Проход и проезд без пропусков запрещён».

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...


Качу назад примерно 2,5км,- вот он, поворот, теперь влево, на лесную грунтовку. Пересекаю переезд, между шпал пробивается трава, Ветка на Саров выглядит пустующей, но это не так. Надо бы подкрепиться, и на удачу вижу перекрёсток грунтовок, рядом у ручья столик и скамейки. Разогреваю на газу обед, отдыхаю в тишине. Потом 9-километровый путь через леса, где на веле, где веду коня под уздцы по песку. Миновал развилку, с понижением дороги среди высоких сосен открылись просветы, поворот и резкий спуск к мостику через р. САТИС. Вешняя вода приветливо журчит, ну как тут не поплескаться, умыться,прошедший день был нелёгким. Однако расслабляться ещё рано, пересекаю речку, еду поймой по колеям вперемешку с обрезками досок, лесовоз «Урал», переваливаясь с боку на бок прополз навстречу, а на небольшом возвышении впереди показались дома и усады пос. Лесозавода, или по современному- Прибрежного. Далее за домами вновь высилась стена леса, мужчина через низкий заборчик огорода показал дорогу, тут же на улице пополняю запас воды, двигаюсь мимо редких домов, сопровождаемый дружелюбными собаками, потом сосновой рощей (на запад), около лесопожарной вышки сворачиваю в лес, взбираясь всё выше и выше (на север). Хорощо утоптанная дорожка приводит к кованой ограде, захожу на чисто прибранную площадку, много икон под навесами, скамейки. На сосенке табличка с надписью «СЕРАФИМОВЫ КАМНИ». Огромный камень в центре, кажется, под землёй скрыта гораздо большая его часть, ближе к заборчику камень поменьше- «МЕДВЕЖОНОК». Глажу шероховатую поверхность, набираюсь сил. Место это посещаемое, вот поднялся парень, затем ещё семейная пара, оставив внизу машину. До революции здесь процветал Введенский скит «ЦАРСКАЯ ДАЧА» с богатой историей.

Неумолимо опускаются сумерки. Решаю сделать стоянку внизу, в сосновом лесу, среди зелёного бархатистого мха и тихого вскрикивания ночной птицы где-то поблизости. В полночь наступила полная тишина.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

13 мая
Утром уже с другой тональностью закаркал ворон, перелетая кругами,- спал я без разрешения на ночёвку. Свежесть соснового леса бодрит и придаёт сил. Спускаюсь к нескольким домикам,-здесь когда-то и был скит, от него осталось лишь кирпичное, красивой старинной кладки, здание трапезной. Дорога вправо выводит велокрейсер на высокий берег Сатиса и не отдаляясь идёт лесом, потом километра через четыре поворачивает направо с набором высоты, пересекает ручей, и на исходе второго километра выходит на большую поляну, ближе к северо-восточной стороне которой возвышается очередной ледниковый «пришелец» многометровых размеров. Валун так и тянет к себе своей незыблемостью и несокрушимостью, хотя, поглаживая это нездешнее гранитное существо, вижу несколько сколов,- на память что ли? Название глыбе «МЕДВЕДЬ», видно в этих лесах такая живность была не редкость. В сторонке расположились деревянный крест, иконки, крепкая скамейка. Отдохнув, прощаюсь с камнем, спускаюсь к Сатису и проснувшимся лесом возвращаюсь к Царской даче. Повнимательнее осматриваю трапезную, закрытую на замок, оставшиеся два-три дома выводят в аллею из столетних сосен. Имя ей- БОГОРОДИЧНАЯ АЛЛЕЯ. Через сто метров она спускается в низинку, поднимается и заканчивается совсем близко от вышки для наблюдения за лесными пожарами. За рощей в посёлке наливаю воды, небольшой поворот и начинается асфальт. Рядом с пустующим деревянным зданием висел таксофон, к счастью работающий. Он и заменил бесполезный здесь сотовый, связав меня с остальным миром.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

Дорога почти пустынна до д.Кошелихи, пересекаю речку Пузу, небольшой подъёмчик, и горизонт распахивается холмистыми полями. Вот и д. Глухово, а это уже трасса на Дивеево, настраиваюсь на езду с большим потоком машин, позади с. Суворово, Елизарьево, мимо нового объезда Дивеева, а вот слева торжественно блестят купола монастыря, улица с двухэтажными гостевыми домами, в одном из которых обедаю в столовой. Жарко. Переезжаю р. Вичкинзу, на обустроенной набережной зона отдыха, виднеется фигура Серафима Саровского, красота и торжественность.

Вторая половина дня.Теперь мой путь лежит по открытым пространствам шоссе на Ардатов. Ещё долго виднелись позади купола храмов, но вскоре скрылись и они, через 12км поворот на Михеевку, расспрашиваю дорогу, и немного попетляв, выезжаю на глухую разбитую дорогу общ. направлением запад-юго-запад. В стороне проплыла д. Кудлей, виден старый храм в лесах, д. Гари, со старым полуразрушенным куполом храма, тоже в лесах. Дорога спускается в долину р. КАНЕРГА. Впереди невдалеке виднеются редкие крыши глухой деревни КАВЛЕЙ. Немного не доезжая, сворачиваю влево, краем леса ещё спускаюсь, а вот и берег Канерги. На широкой поляне стоит бревенчатая беседка со столом, скамейками. На столе две бутылки с родниковой водой, родник журчит рядом в овражке. Оставляю вел у стенки, и отправляюсь далее лесом налегке. Тропка вьётся, обрывается у родников поваленными стволами, вновь появляется, и вскоре словно раздвинув листву выводит путника на поляну. Сначала озираюсь по сторонам, но быстро замечаю посередине отсутствие травы. Ближе, ближе, и вот взору открывается (хотя и ждёшь, всё равно неожиданно) покатый и гладкий издали ГРАНОВОЙ КАМЕНЬ. И опять эта необычность громадной гранитной массы среди цветов, травинок и шелестящих листьев берёз. Место поклонения языческих народов (наз МОЛЯНА), а теперь и православного почитания (невдалеке стоит крест), тихо и безлюдно кругом. Взяв за правило, сажусь на валун, а он, конечно чувствует это и начинает что-то мне передавать, вот узнать бы..

Возвращаюсь, выхожу на берег реки. Солнце так высоко, что не верится в наступление вечера. Подъём к дороге, немного проехав, выбираю светлый берёзовый лес метрах в трёхстах от околицы Гарей. Располагаюсь, натягиваю сверху тент,- ветер гонит дождевые тучи. Но капнуло всего несколько капель. Окачивание родниковой водой из 3-литровой канистры-пакета, подвешенной между двух берёз- классный душ! Отбой 20.19

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

14 мая
Подъём в 5.10, уже вовсю светло, хотя солнце закрывают бегущие облака. Овсянка с черносливом, доедаю хлеб, купленный ещё в БГР, сытный кисель, и в путь. Возвращаюсь той же разбитой дорогой, справа на удалении тянутся берёзовые леса, велокрейсер как на волнах ныряет в неглубокие низинки, но вновь выплывает, задирая нос. Слева пытаюсь высмотреть более прямую дорогу, но тщетно. Лишь недалеко от Михеевки ухожу влево, но после первой же деревушки грунтовка обрывается. Дачник, намываюший «Калину» стал вспоминать про тропки детства, но звучало это неуверенно. И всё же решаюсь ехать напрямик, вдоль зеленеющего поля. Спуск в овраг, подъём, пеший путь по полям с уже отсыревшими кроссовками не выявили дороги. Справа за очередным оврагом появились контуры села, и на исходе 5-и километров, форсировав ещё ручей, качу, наконец мимо хозяйства с видеокамерами, добротных домов, по улочке села АВТОДЕЕВО, мимо церкви, на шоссе к Ардатову. В городе проезжаю центр с храмом, городской площадью, украшенной целой гирляндой государственных флажков,обедаю в кафе, интересуюсь дорогой напрямик у местных водителей. Помня недавний опыт, не рискую пускаться по песчаной лесовозной дороге, выезжаю на шоссе Ардатов- Мухтолово и спокойно еду без остановки до с. Саконы, по объездной дороге сворачиваю налево, и удивительно быстро одолеваю 7км до поворота на неизведанную территорию ГРЕМЯЧЕВСКОГО ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА. Слоистая облачность несколько умерила яркость красок весны, но исчезла и жара, а с ней и усталость.

Территория ГОКа огромна, впечатляют высоченные кирпичные трубы (4 шт.) около 70м высотой. Само производство давно прекратилось, цеха полуразрушены, но добыча щебня, его измельчение ведётся современной техникой частной фирмы намного компактнее. Масштабы, конечно, несравнимы. Еду по щебёнке, на всём белёсая пыль. Блуждая мимо безмолвных зданий, по тропке в березняке (подсказал проходящий работник) выхожу к подножию террикона,- столообразной горы, со скатами из мельчайших камешков вперемешку с глиной (отработання порода). Ливни, вода, стекающие по склонам образовали трещины, наплывы внизу. Оцениваю крутизну голых склонов. Можно попробовать забраться на этот малый Эльбрус. Лезу зигзагами, с отдыхом. И вот вершина, может 50м, может пониже. Наверху прижились маленькие берёзки, сосенки. Открылись лесные дали долины Теши, Гремячево как на ладони, трубы комбината словно спички, и сверху всё прикрыто облаками. Фото на память и спуск к маленькому велу внизу.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

На обратном пути заезжаю в Саконы и поворачиваю на север, оставляя позади себя высокую церковную колокольню, ещё долго виднеющуюся в створе сосен по обеим сторонам прямой дороги. Мухтолово встретило ж/д переездом, ожиданием, грохочущим товарным составом. Проезжаю посёлок, километрх в трёх поворот налево к НУКСЕНСКОМУ ОЗ., вытянутому почти вдоль дороги. Его питает речка Нукс. По берегам темнеет лес, вода чистая. Еду далее асфальтом ещё два км, велокрейсер уже сам сворачивает в лес, мимо турбазы, к оз. БОЛЬШОМУ, с раздольным водным простором. Наверно здесь и под парусом можно ходить. На берегу семья похоже уже наплавалась на сап-бордах, они сохли неспущенными. Солнце так и не показывается, начинает вечереть. Заезжаю в Мухтолово, успеваю зайти в магазин, узнаю про дорогу, и не задерживаясь выезжаю по щебёночному пути вдоль железной дороги. Лес в этой низине совсем не радовал глаз, поэтому отъехав 3км выбираю полянку рядом с дорогой и ж/д полотном, за тремя маленькими сосенками, ставлю палатку в наземном варианте, окачивание, ужин, и спать под музыку колёс и гудение не спящих в ночи электровозов.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

15 мая
Вчерашний плотный обед в Ардатове, да обильный ужин вечером перегрузили организм, снились яркие сочные сны как наяву. Солнце быстро сушит капли росы на палатке, рядом в кустах оказалось болотце, оно рспространяло сырость кругом с вечера, не отставали и атакующие отряды молодых и кусачих болотных комаров. Здорово помогли дымящиеся палочки рефтамида, воткнутые у палатки. К 6ч утра покидаю необычную стоянку, продолжаю двигаться вдоль ж/д полотна ок. 7км до переезда, поворот направо, останавливаюсь посмотреть карту, трогаюсь на юг по разбитой дороге, мимо д. БАЛАХОНИХА, (с дороги не видно), далее сворачиваю в лес. К удивлению, грунтовка превратилась в заросшую булыжную мостовую, стало сильнее трясти. Глазея по сторонам, проскочил тропку вправо, впереди второй раз открылась просека ЛЭП, назад, назад. Иду тропкой по смешанному лесу, и неожиданно выхожу к крутому обрыву, пропасти. Внизу, скрывая истинные её очертания тоже зеленеют берёзки. В растерянности озираюсь, но всё-таки замечаю подобие спуска. Мысленно прощаюсь с солнечным лесом, начинаю несмелое погружение вдоль скалистых стен и каменных валунов. Фот болтается на руке, норовя удариться и оторваться, ладно уж, самому бы не оторваться..

Удивительно, но все части тела добрались до дна бывшего гипсового или известкового карьера. Озираюсь кругом и вижу будто чёрную раскрытую пасть в стене скальной породы. Заворожённо приближаюсь как кролик к удаву, ближе, ближе. Неземным холодом обдало лицо, а присмотревшись к темноте, широко раскрываю глаза от восторга, безрассудно ныряю в открывшуюся дверь подземного царства.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

Когда глаза привыкли к сумраку, изящные ледяные скульптуры обступили меня. Свечи, конусы, «зубы и клыки», частоколы тонких и острых наплывов с неровного зеленовато- оранжево- песчаного, низко нависающего потолка пещеры спускались почти до ледяного пола,- реально катка с вмороженными сучьями и ветками. Подсвечиваю фонарём, правее луч выхватывает мощный ледяной столб словно подпирающий потолок.
Передвигаться можно только присев, скользя по льду. В полном снаряжении, спелеологи продвигались по закоулкам БАЛАХОНИХИНСКОЙ ПЕЩЕРЫ до сорока с лишним метров. Ну а велопутник с кряхтением выполз по льду и снегу наверх, леплю снежок и запускаю его в небо. Шлёпнувшись на землю, он рассыпается на мелкие льдинки и тает на глазах.
Подъём решаю сделать по заметной тропке. Она плавно поднимается на один холмик, другой, и кружным путём выводит меня в знакомый и тёплый лес.

Прикинув по времени, решаю ехать далее на северо- восток, минуя Костылиху, Никольское, Селему. Одолев 40км, прибываю в Чернуху, перед самой электричкой. Уже в вагоне, вспоминая все ключевые точки маршрута, не могу в реальности оценить только одну, НЕ ПОДДАВШУЮСЯ С ПЕРВОГО РАЗА. Что ж, посмотрим...

расстояния, проведённые в пути 38+ 94,4+ 41+ 89,4+ 97+ 95,2= 455 км
фото https://vk.com/album696547816_298250420?rev=1 смотреть СПРАВА- НАЛЕВО

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

СБОР ДАННЫХ

Множество ярких впечатлений в майском путешествии поначалу заслонили всё своей новизной и необычностью, даже чуточку ошеломили. Но шли дни, а одна неисследованная точка продолжала хранить тайну. Тогда я обратился к поискам любых сведений о ТОМ МЕСТЕ, ведь нужно же было с чего-то начинать, и в результате нашёл два основных источника. Первый- это отчёт двух велотуристов из Арзамаса (очень содержательный и интересный), а второй- описание похода (походов) туристов из Сарова с приложением карты-схемы. Конечно, у велотуристов имелся трек в отчёте, но я решил справиться зорким глазомером, компасом и описанием примет пути туристов. Правда , было одно НО,- прошло уже около 10 лет, да тут ещё недавний лесной пожар натворил дел. довершив изменение местности. Итак, несколько раз перечитав рассказ саровских путешественников, скопировав с их сайта схему краеведа Н.И. Лысова, я уже имел смелый план поиска, поиска со 100% успехом. За окном вовсю буйствовало разнотравье ИЮНЯ.

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА

16-18 июня
Июньский зной уже к 8 часам утра разлился по арзамасским чернозёмным равнинам, везде зеленели хлеба, и разнотравье по обочинам дороги насыщало воздух переливающимися запахами белых, жёлтых, голубых цветов. Прямая как стрела трасса с почти незаметным пятикилометровым подъёмом, выровнялась за д. Панфилово. Начинаю обмываться водой, это приносит свежести минут на двадцать. Знакомая трасса в 60км начинает раскрываться в не замеченных ранее деталях и особенностях рельефа,- это приятно удивляет и радует.

Жаркий полдень встречаю в Первомайске, к счастью нахожу открытое кафе «Ташинское», где обедаю в затенённом зале. Далее знакомый уже путь к ЗОНЕ, встречаю на шоссе велотуриста из Сарова, его маршрут-кольцо однодневный, но впечатляет- ок. 170км, знает саровских туристов-краеведов.

Через полчаса велокрейсер уже рассекает песчаные волны лесовозной дороги, полуденное солнце жгёт сквозь голые ветви обгорелых сосен. Прохожу лесом, просекой ЛЭП, и снова лесом примерно в центр поисков. Дома сшил из тонкой бязи (что-то типа более плотной марли) комбинезон, и вот сейчас, попрыскав его аэрозолью, натягиваю на себя. Ветерок его продувает, а комары одолеть не могут. Поиск по рассказу арзамасских велотуристов 12-летней давности- юго-восточнее не дал результатов, а по отчёту саровчан 9 лет назад, севернее- северо-восточнее пришлось побродить. Нашлись остатки упоминаемой просеки в одном месте, но всё это тут же тонуло в высокой (почти в рост человека) и густой траве и ямах с водой. Полосы примятой травы наводили мысль о диких и свирепых вепрях заповедника, отчего по спине пробегали мурашки.

Сколько ни кручу головой,- нигде не вижу главного ориентира- 2-х метровой поленницы из больших полубрёвнышек, когда-то установленной Н.И.Лысовым. Постепенно проясняю себе картину окружающего леса, где частое препятствие на пути- травяные заросли, ямы с водой и завалы из берёзовых стволов всех калибров. Силы уже на исходе, ничего не поделаешь, нужно возвращаться.

Расстояния по дням 43,5+ 126,7+ 81,8= 252км

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

6-8 июля
Июль отметился запредельными отметками температуры на дорогах, +37 сразу атаковали путника, а в электричке кондиционеры из последних сил держали +28 в вагоне, выливая ручьи воды через решётки потолков в тамбурах. Но мне было не до этого,- случайно увидел спущенное пер. колесо, делать нечего, прямо в пути устроил ремонт, замену камеры и накачивание. И всё получилось.
А с 4-х утра след. дня почти весь путь набежавшая облачность сбивала зной. Весь отрезок от Арзамаса до Первомайска вел катил уверенно,- дорога довольно ровная, поля чередуются лесами и перелесками, а в них, судя по машинам у обочины, после дождей появились белые грибы.

Около примыкающей к дороге посадки, прямо на асфальте вижу комок,- оказалась молодая сова, беспомощно ворочавшая головой. Почувствовав, что её взяли в руки и понесли, она широко раскрыла жёлтые глаза, отреагировала и на воду из лужицы. Опускаю малоподвижное тельце под куст, жёлтые глаза полуприкрылись, наверно от боли (случай произошёл в июле, а не в июне).
Снова удачный обед в Первомайске и 12км пути среди леса к заповеднику.

И вновь жарко, облака разбежались, не оставляя шансов на тень. Завожу вел у гати через ручеёк Алатырь в кусты и оставляю. Одеваю понравившийся комбинезон, сегодня к комарам прибавились слепни, затем вешаю на шею старенький, ремонтированный компас, выламываю шест покрепче и пытаюсь идти строго на юг по стрелке. Вскоре убеждаюсь в обилии воды под ногами,- ливни сделали своё дело, кочки тонут, не давая прыгнуть. Возвращаюсь, и отмеряю 50м на восток, затем вновь иду на юг. Вначале дело пошло лучше, но азимут строго на юг начал уводить через ямы с водой в горелый лес, вернее его остатки. Здесь от палящего солнца было не спрятаться, чую, не хватает дыхания. Наконец бурелом закончился, я вышел на какое-то подобие дороги, заросшей до основания. Перед взором расстилалась равнина, утыканная корнями, корягами, горелыми пнями, кое-где подтопленная болотцами с водой ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА. Походив немного кругами, убеждаюсь- местность не та, нет даже намёка на приметы краеведов.
Левее, вдоль реки, сохранилась полоса леса, ещё левее простиралось заболоченное пространство, за ним начинался знакомый, как мне показалось, лес. Решаю пересечь заболоченную низину Алатыря. Упираясь шестом в трясину, перебираясь со ствола на ствол поваленных берёз и елей, под конец бреду в воде и грязи, но выбираюсь на сухое место. В этот раз на кроссовки надел что-то вроде высоких бахил, сшитых из плотного полиэстера. Обувь немного промокла, но осталась чистой. Но на что была нужна эта чистота, если вновь пришла неудача. Возвращался по кружной тропке, чуть волоча ноги. Добираюсь до стоянки вела, в углублении ручья перед гатью почти целиком погружаюсь, плещусь, смывая солёный пот и горькие слёзы разочарования. Умывшись и собравшись, ухожу всё дальше и дальше к трассе с одной хорошей мыслью- круг поиска УМЕНЬШИЛСЯ ДО ПРЕДЕЛА.

43,7+107,9+103,4= 255км

равлик
Участник
Сообщений: 199
Стаж: 9 лет 20 дней
Рейтинг: 47загрузка...

26-27 июля
Совсем пожелтевшие пшеничные, ржаные поля насыщены запахами душистой спелости, кое-где проплывают мимо причудливые рисунки полёгших хлебов. В воздухе ощущается избыток влаги- «парит». Ночью было тепло без спальника. Днём поднялся встречный ветер, а при подъезде к Мордовскому заповеднику жара, словно охраняя здешние тайны, навалилась, явно желая расплавить путника вместе с велокрейсером.

В лес с дороги заезжали большегрузы из 13 региона (Мордовия), тут же на них грузили брёвна спиленного мёртвого леса. Проскакиваю мимо погрузчика, и иду далее по песку, но уже прямо, предв. одев на кроссовки высокие бахилы. Продираюсь мимо заросшего мет. шлагбаума с замком, недолго иду запретной зоной. Везде в низинках и просто на ровных местах стоит вода,- то ли это близость верховых болот, или дождей вылилось изрядно. Картина несколько мрачноватая, если не гнетущая из-за следов бушевавшего здесь 2 года назад огня. Слева из травы, в окружении болотины, показался ЗОЛОТОЙ СТОЛБ — НАСТОЯЩИЙ межевой знак границы трёх губерний, а тот, у асф. дороги всего лишь ДУБЛЁР (легкодоступен для обозрения и посещения). Метрах в шести напротив уст. стела с мет.табличкой. Выбитый текст вкратце разъясняет историю создания кордона засечной черты в 1637-1638г, упоминает и о Саровской лесной даче. Цементный круг- основание, где стоит остроконечный межевой знак, насколько хватает сил, борется с окружающими стоячими водами.
Однако комары не дают стоять на месте, да и пора идти дальше.

В этот раз я захватил с собой недавно приобретённый мини- возвращатель, размером с полтора спичечных коробка. Основное его достоинство- если записать в него координаты точки, стрелка на экранчике будет показывать направление на эту точку и расстояние до неё. Никаких карт местности, приложений с подсказками, как у навигатора или смартфона, нет, скорее это спутниковый компас с расширенными возможностями.
Начинаю движение вдоль леса, кругом заболоченная горелая местность, лес тоже стоит в воде. 870м показывает стрелка, приходиться часто петлять, обходя воду. 430м солнце палит без всяких препятствий. 210 м начинаю соображать, что выхожу как раз в то безлесое место, куда вывел меня в прошлую поездку компас. 180 м — походив туда-сюда, убеждаюсь, стрелка показывает через заболоченную пойму Алатыря, в лес на др. берегу. Вариантов нет, выламываю два шеста и начинаю пересекать топь. Выйдя чуть левее,чем в прошлый раз, гляжу на стрелку — 50м, 26м,- теперь всё внимание по сторонам. Вот стал различим прислоненный к ели железный лист с надписью «Мордовский заповедник..» и т. д., такие щиты стоят на входе в запретную зону. Если это ориентир, то в траве и ветках он не особо различим. Перепрыгнув яму с водой, наконец вижу ЕГО.
Являясь в древних сказаниях и легендах началом (да и концом наверно) и основой всего, источником неиссякаемой силы, центром мироздания, одним словом, солью земли нашей, расположен АЛАТЫРЬ КАМЕНЬ, или Бел горюч камень в Море Окияне…

Насчёт Окияна не могу судить, но воды кругом было предостаточно, да и сам валун- мегалит «плыл» в поясе чёрной, как космическая бездна, воды. Просто сажусь на его зеленоватое тело и ни о чём не думаю, вновь, как на Вергаре, испытываю то, что «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Обхожу кругом валун, вижу полусгнившее брёвнышко- сиденье, а где же поленница? Замечаю у корней деревьев подпалины, значит огонь добрался и сюда, уничтожив заметный ориентир.

Возвращаюсь лесом к сухому повороту дороги, потом шагаю по песку тоже кружным путём к велу, оставленному у Золотого столба среди болот. Сегодня стоянка в базовом лагере у Первомайска, а завтра, завтра начинается уже ДРУГАЯ ИСТОРИЯ..

Кстати, заметил, что фото теперь загружаются с конца к началу. Можно делать перед просмотром сортировку, а можно ЛИСТАТЬ СПРАВА- НАЛЕВО, хронология более-менее восстанавливается.
фото https://vk.com/album696547816_299110959 фото добавлялись, не всегда последовательно, но в основном смотреть СПРАВА- НАЛЕВО

 
Страницы: 18 9 10 11 12