К своеобразным чертам города Богородска (бывшего села Богородского) Нижегородской области относится включение в ткань застройки многочисленных прудов и озер — естественных и искусственных. Самый крупный из этих водоемов называется Кабацким озером (такое название «подарили» озеру кабаки, которые издавна располагались по его берегам). Территория вокруг Кабацкого озера — историческое ядро Богородска, его сердце. Отсюда, от церкви Рождества Богородицы, давшей название всему поселению, и начиналась в XVI столетии его история. Деревянный храм на рубеже XVIII — XIX веков был заменен величественным каменным пятиглавым собором с увенчанной высоким шпилем многоярусной колокольней, а вокруг озера, следуя изгибу береговой линии, сформировалась одна из красивейших улиц села — Болотная (ныне Брагина). Ее однорядная застройка ориентирована фасадами в сторону озера, а уличное пространство раскрыто на водную гладь. В ясную погоду в спокойной воде отражаются силуэты нарядных домов и усадеб из красного кирпича. Этот тихий уголок города не утратил своего своеобразия; он является настоящим музеем под открытым небом. «Экспонаты» этого музея — усадебные комплексы конца XIX века, принадлежавшие зажиточным крестьянам.

Панорама улицы Брагина (бывшей Болотной) и Кабацкого озера

Панорама улицы Брагина (бывшей Болотной) и Кабацкого озера

В то время усадебный тип жилища был наиболее целесообразным для хозяйственного уклада села Богородского, жители которого с давних времен занимались обработкой кож. Поэтому в каждом хозяйстве, в каждой усадьбе, кроме жилых и хозяйственных построек, как правило, имелись производственные и складские здания. Кстати, появление системы прудов в Богородском напрямую связано с кожевенным производством, для которого была необходима вода в больших количествах.

Оказавшись на улице Брагина, сразу ощущаешь ее композиционную цельность, которая достигается ритмическим повторением в «фасаде» улицы характерных элементов городских усадеб — двухэтажных жилых домов и флигелей. При этом своеобразным модулем, структурной единицей застройки выступает уже не отдельное здание, а усадьба в целом. Въезд на территорию усадьбы обычно обозначен кирпичными воротами в сочетании с одной или двумя узкими калитками. Эти малые формы придают облику улицы целостность и завершенность. При том, что усадебная застройка носит дисперсный характер (объемы домов не образуют сплошного массива), ворота и ограды создают ощущение непрерывности ее фронта, объединяя отдельные здания и в то же время создавая характерный волнообразный ритм с визуальными паузами. Впечатление образного единства улицы усиливается благодаря тому, что все каменные здания здесь выполнены из лицевого красного кирпича в так называемом кирпичном стиле второй половины XIX века. Это рационалистическое направление эклектики, использовавшее эстетические свойства лицевой кирпичной кладки, характеризовалось большим разнообразием архитектурных деталей из фигурного и профилированного кирпича. Такой подход позволял сохранять индивидуальность в пределах общности, что и демонстрирует застройка улицы Брагина. Особенно привлекают внимание две расположенные рядом усадьбы, составляющие целостный фрагмент застройки улицы на отрезке между улицей Кашина и Риковским переулком.

Усадьба А.А. и В.М. Хохловых и усадьба Л.А. Лосева-Рощина в застройке улицы Брагина

Усадьба А.А. и В.М. Хохловых и усадьба Л.А. Лосева-Рощина в застройке улицы Брагина

В усадьбе Л. А. Лосева-Рощина (ул. Брагина, 9, 10) двухэтажный главный дом и уступающий ему по размерам и высоте двухэтажный флигель расположены вдоль красной линии улицы и соединены упруго выгнутой кирпичной аркой ворот. Такая традиционная компоновка была удобна и, кроме того, способствовала созданию представительного облика богатого дома. Силуэт комплекса строится на сопоставлении объемов главного дома и флигеля, каждый из которых имеет симметрично-осевое построение. Фасад главного дома в пять осей окон привлекает оригинальностью декора. Например, на угловых лопатках в уровне второго этажа вместо обычных прямоугольных ниш-филенок имеются детали в виде объемных конусов, врезанных в плоскость стены. В завершениях лопаток используется декоративный мотив в виде трех белых вертикальных «шнуров» с кистями, перехваченных двумя горизонтальными «ремешками» (прием, часто применяемый в архитектуре модерна). Венчающий карниз образован тремя нависающими рядами поребрика — кирпича, поставленного ребром к плоскости фасада. Под карнизом проходит широкий зубчатый фриз. Тактичное применение белых штукатурных деталей помогает выгодно оттенить красные кирпичные стены. Флигель, поставленный торцом к улице, имеет типичный для архитектуры Богородска силуэт с двускатной крышей. Трехосный главный фасад завершен треугольным фронтоном с полуциркульным слуховым окном, забранным диагональной решеткой. Как и в большинстве богородских усадеб, входы в дом и флигель ведут не с улицы, а со двора, что подчеркивает замкнутость комплекса, его самодостаточный характер.

Усадьба Л.А. Лосева-Рощина (ул. Брагина, 9, 10). Общий вид

Усадьба Л.А. Лосева-Рощина (ул. Брагина, 9, 10). Общий вид

Усадьба Л.А. Лосева-Рощина. Главный дом, фрагмент

Усадьба Л.А. Лосева-Рощина. Главный дом, фрагмент

Расположенная рядом усадьба А.А. и В. М. Хохловых (ул. Брагина 13, 14), примечательна контрастным сочетанием красного кирпича с белыми лепными деталями изящной прорисовки, что создает впечатление праздничной торжественности. Уличный фасад главного дома имеет пять осей окон, его симметрия подчеркнута фигурным аттиком в виде тройного кокошника с двумя арочными слуховыми окнами, разделенными белыми ребристыми полуколонками. Под карнизом большого выноса расположен широкий фриз из профилированного кирпича. Углы здания подчеркнуты лопатками с парами тонких полуколонок в уровне второго этажа; между ними находятся «нанизанные» на вертикальную ось плоские накладные детали в геометрических формах. Наличники окон второго этажа имеют белые линейные обрамления с завершениями в виде пологой килевидной арки, увенчанной трехлепестковым цветком. Такие же цветки венчают боковые стойки наличников. Под окнами второго этажа расположены прямоугольные филенки с белыми декоративными вставками в виде птицы с распахнутыми крыльями. (Подобные плоские вставки белого или серого цвета, различные по форме, характерны для многих кирпичных зданий Богородска). Узкий пояс с язычками отделяет второй этаж от первого, с низкими окнами, обрамленными развитыми наличниками. Облик флигеля более скромен: его трехосный уличный фасад в упрощенном виде демонстрирует те же декоративные приемы, что и фасад главного дома, в частности, белые накладные детали в виде горизонтальных ромбов под окнами второго этажа, а также вертикальных ромбов и крестов на лопатках.

Усадьба А.А. и В.М. Хохловых (ул. Брагина, 13, 14). Общий вид

Усадьба А.А. и В.М. Хохловых (ул. Брагина, 13, 14). Общий вид

Усадьба А.А. и В.М. Хохловых. Главный дом, фрагмент

Усадьба А.А. и В.М. Хохловых. Главный дом, фрагмент

В фондах Центрального архива Нижегородской области имеется чертеж генерального плана усадьбы Хохловых (ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 3. Д. 147). Этот документ позволяет представить планировочную структуру типичной богородской усадьбы, в составе которой имелось кожевенное «заведение». Постройки и зоны различного назначения в структуре усадьбы расположены очень рационально. Ширина уличного фронта усадьбы невелика и составляет 29 м; этим объясняется торцевое расположение дома и флигеля по красной линии и развитие застройки усадьбы вглубь узкого и длинного земельного надела, перпендикулярного улице. Здания размещены по периметру участка. За домом и флигелем в две линии выстроены деревянные хозяйственные постройки — дровяник, амбар, сараи, баня. И наконец, в глубине участка, отделенная небольшим огородом, имелась производственная зона — кожевня, зольня, дробильная корья, склады. Эти отдельно стоящие или пристроенные друг к другу деревянные здания по размерам сопоставимы с главным домом усадьбы. Плотность застройки участка достаточно высока (более 50%), что объясняется расположением усадьбы в центральной части поселения.

Усадьба А.А. и В.М. Хохловых. Схема генерального плана по чертежу 1924 г. (ЦАНО)

Усадьба А.А. и В.М. Хохловых. Схема генерального плана по чертежу 1924 г. (ЦАНО)

После 1917 года у Кабацкого озера многое переменилось — собор разобрали, а усадьбы были национализированы и большей частью превращены в коммуналки. Это повлекло за собой изменения во внутренней планировке, появление новых входов и пристроек, которые диссонировали с первоначальным обликом зданий. Но даже в таких условиях они сохранили свое очарование, свою неброскую красоту. Попав сегодня на улицу Брагина, словно переносишься на столетие назад, когда здесь еще жили люди, построившие эти дома, да и сами дома были новыми и поддерживались заботливой хозяйской рукой. И собор Рождества Богородицы как символ традиций, преемственности культуры, веры в добро, доминировал над озером, составляя своими белоснежными стенами выгодный контраст с красным кирпичом жилых домов и усадеб. Для выявления важного значения этого места в истории города, для сохранения его своеобразия, его особого колорита необходимо, в первую очередь, восстановление собора, а также ремонт и реставрация усадебных комплексов, расчистка и благоустройство пустырей по берегам Кабацкого озера. Это поможет создать здесь заповедную зону и повысить привлекательность этого исторического места для жителей Богородска и его гостей.