Быстрый рост капиталистической промышленности в России в период после крестьянской реформы 1861 года породил специфический тип поселений — промышленные «города-села», развивающиеся, как правило, на основе кустарно-промысловых сел. В условиях разделения труда и формирования общероссийского рынка шло формирование специализированных промышленных районов. Крупнейшим центром кожевенного производства общероссийского значения, настоящим «экономическим городом» второй половины XIX века было село Богородское Нижегородской губернии — с 1923 года город Богородск Нижегородской области.

Богородское известно с 1570 года как притрактовое поселение на древнем пути, проходившем из Москвы через Муром и Павлово на Нижний Новгород. Вследствие малоземелья рано определился кустарный, а не земледельческий характер села — уже к концу XVIII века все население Богородского (около 5 тысяч жителей) живет, занимаясь почти исключительно промыслами — кожевенным, гончарным, кирпичным, меднолитейным, чему способствовали владельцы села князья Черкасские, а затем графы Шереметевы. Но особенно бурно закипела здесь жизнь после отмены крепостного права — появились новые кожевенные заводы, резко возросли объемы переработки кож. Производственный «бум» во время Первой мировой войны превратил Богородское в крупнейший населенный пункт губернии (численность населения превысила 25 тысяч человек), а также важный промышленный узел — центр Богородского кожевенного района. Такой стремительный рост отразился и на внешнем облике села, в своей центральной части имеющем характер города.

Планировочная структура Богородского носила ярко выраженный линейный характер: вдоль основной оси — участка древнего тракта, которому село обязано своим возникновением, сложилась сетка сильно вытянутых кварталов, образованных пересечением продольных и поперечных улиц, наложенная на плоский, равнинный рельеф местности. В связи с этим особенно важную роль играли высотные доминанты, которыми по традиции являлись церкви и собор — пространственные ориентиры в массе однородной и компактной застройки.

Неоднократно отмечалось своеобразие природных условий Богородска — болотистая низменность, где он находится, изобилует родниками, ручьями и небольшими речками, на основе которых здесь более 300 лет назад была создана система больших и малых прудов, играющих роль композиционных центров планировки и необходимых для процесса обработки кож.

Историческое ядро Богородска, его «сердце» — это территория вокруг Кабацкого озера.

Кабацкое озеро, место, от которого начинается история села Богородского, геометрический, планировочный и смысловой центр поселения

(Кабацкое озеро, место, от которого начинается история села Богородского, геометрический, планировочный и смысловой центр поселения)

Отсюда, от церкви Рождества Богородицы, давшей название всему селу, начиналась его история. Деревянная церковь в конце XVIII века была заменена величественным каменным пятиглавым собором с увенчанной высоким шпилем многоярусной колокольней, а вокруг озера, следуя изгибу береговой линии, сформировалась одна из красивейших улиц — Болотная (ныне Брагина), внося элемент живописности в регулярную структуру села.

Улица Брагина (бывшая Болотная). Полукругом огибает Кабацкое озеро; фасады домов обращены к водному пространству

(Улица Брагина (бывшая Болотная). Полукругом огибает Кабацкое озеро; фасады домов обращены к водному пространству)

Улица Брагина (бывшая Болотная). Улица сохранила цельный фрагмент застройки конца XIX в., сформированный рядом усадебных комплексов, выполненных из лицевого красного кирпича

(Улица Брагина (бывшая Болотная). Улица сохранила цельный фрагмент застройки конца XIX в., сформированный рядом усадебных комплексов, выполненных из лицевого красного кирпича)

Однорядная застройка улицы образована усадебными комплексами зажиточных богородчан. Этот уголок не утратил своего своеобразия и является настоящим музеем под открытым небом. Фасады домов ориентированы в сторону озера, а уличное пространство раскрыто на водную гладь. Улица и сейчас сохраняет композиционную цельность благодаря ритмическому повторению характерных элементов городских усадеб — главных домов и флигелей, объединенных вдоль улицы полуциркульными арками ворот. Большинство зданий здесь относится к концу XIX века и выполнено в «кирпичном стиле». Привлекает тонкая проработка деталей — карнизов, горизонтальных поясков, наличников окон. Единство материала, равнозначность двухэтажных объемов домов, общность образного решения придают улице однородность, но при этом каждая усадьба имеет свои характерные особенности — профилированная кирпичная арка ворот в усадьбе Рощина (ул. Брагина, 9, 10),

Усадьба Рощина, конец XIX в. (ул. Брагина, 9, 10). Уличный фронт усадьбы сформирован главным домом и флигелем, объединенными кирпичной аркой ворот. Объект культурного наследия регионального значения

(Усадьба Рощина, конец XIX в. (ул. Брагина, 9, 10). Уличный фронт усадьбы сформирован главным домом и флигелем, объединенными кирпичной аркой ворот. Объект культурного наследия регионального значения)

Фрагмент главного дома. Усадьба Рощина, конец XIX в. (ул. Брагина, 9, 10). Привлекает высокое мастерство кирпичной кладки, в особенности, оригинальный мотив в виде объемной пирамидки на угловой пилястре

(Фрагмент главного дома. Усадьба Рощина, конец XIX в. (ул. Брагина, 9, 10). Привлекает высокое мастерство кирпичной кладки, в особенности, оригинальный мотив в виде объемной пирамидки на угловой пилястре)

изящные белые лепные детали наличников и витые колонки аттика килевидной формы в усадьбе А. Хохловой (ул. Брагина, 13, 14)

Усадьба А. Хохловой, конец XIX в. (ул. Брагина, 13, 14). Фасад главного дома из красного кирпича украшен белыми лепными деталями тонкой линейной прорисовки и увенчан нарядным фигурным аттиком. Объект культурного наследия регионального значения

(Усадьба А. Хохловой, конец XIX в. (ул. Брагина, 13, 14). Фасад главного дома из красного кирпича украшен белыми лепными деталями тонкой линейной прорисовки и увенчан нарядным фигурным аттиком. Объект культурного наследия регионального значения)

или барочный аттик и угловые надкарнизные столбики-тумбы в доме Н. Хохловой (ул. Брагина, 16).

Усадебный тип жилья получил в Богородском большое распространение. Традиционная компоновка вдоль красной линии улицы главного дома и более скромного по размерам и декору флигеля, соединенных аркой ворот была не только функциональна, но и способствовала созданию репрезентативного образа богатого дома, как, например, усадьба Солодовниковых (ул. Свердлова, 33) или усадьба А. Солодовникова (ул. Серп и Молот, 16, 18).

Усадьба А. Солодовникова, 1894 г. (Ул. Серп и Молот, 16, 18). Объект культурного наследия регионального значения. В составе этой усадьбы выделяется трехэтажный производственный флигель (на первом плане). Производственные постройки имелись практически во всех усадьбах села

(Усадьба А. Солодовникова, 1894 г. (Ул. Серп и Молот, 16, 18). Объект культурного наследия регионального значения. В составе этой усадьбы выделяется трехэтажный производственный флигель (на первом плане). Производственные постройки имелись практически во всех усадьбах села)

Обращает на себя внимание большая доля кирпичных домов в застройке второй половины XIX века, что говорит об экономическом благополучии села и придает его улицам городской характер; при этом не сохранилось не одного оштукатуренного здания этого периода. Наибольшее распространение здесь получил «кирпичный стиль» — рационалистическая разновидность эклектики. Постройки этой стилистической направленности в Богородске отличаются монументальностью, цельностью и некоторой строгостью облика, сдержанной пластикой фасадов. Входная часть часто акцентируется ажурным кованным навесом, как, например, в здании конторы кожевенного завода А. В. Александрова (ул. Данилова, 36).

Контора кожевенного завода А. В. Александрова, конец XIX в. (ул. Данилова, 36). Это предприятие было одним из самых крупных и технически оснащенных в Богородском. Напротив здания конторы сохранился крупный производственный корпус завода (ул. Данилова, 27)

(Контора кожевенного завода А. В. Александрова, конец XIX в. (ул. Данилова, 36). Это предприятие было одним из самых крупных и технически оснащенных в Богородском. Напротив здания конторы сохранился крупный производственный корпус завода (ул. Данилова, 27))

Навес входа. Контора кожевенного завода А. В. Александрова, конец XIX в. (ул. Данилова, 36). Навес, украшенный затейливым кованным кружевом, является акцентным элементом главного фасада, решенного простыми, лаконичными средствами

(Навес входа. Контора кожевенного завода А. В. Александрова, конец XIX в. (ул. Данилова, 36). Навес, украшенный затейливым кованным кружевом, является акцентным элементом главного фасада, решенного простыми, лаконичными средствами)

Характерной особенностью размещения производственных предприятий в структуре села было их включение в общую ткань застройки. Вместе с домами владельцев они составляли единые многофункциональные усадебно-производственные комплексы. На улицу, как правило, выходили жилой дом и контора, двухэтажные производственные и одноэтажные складские строения размещались в глубине участка. Такую структуру имели заводы Ф. А. Желтова (ул. Свердлова, 63), И. В. Хохлова (ул. Ленина, 93, 95).

Дом И. В. Хохлова, начало ХХ в. (ул. Ленина, 93). Был частью крупного усадебно-производственного комплекса И. В. Хохлова. Отличается прекрасной резьбой, украшающей наличники, фриз, пилястры

(Дом И. В. Хохлова, начало ХХ в. (ул. Ленина, 93). Был частью крупного усадебно-производственного комплекса И. В. Хохлова. Отличается прекрасной резьбой, украшающей наличники, фриз, пилястры)

Дом И. В. Хохлова, начало ХХ в. (ул. Ленина, 95). Одно из немногих крупных каменно-деревянных зданий села начала ХХ в. Примененные здесь мотивы деревянной резьбы характерны для богородской архитектуры

(Дом И. В. Хохлова, начало ХХ в. (ул. Ленина, 95). Одно из немногих крупных каменно-деревянных зданий села начала ХХ в. Примененные здесь мотивы деревянной резьбы характерны для богородской архитектуры)

Главная улица Богородского — ул. Александровская (ныне Ленина). Во второй половине XIX века центральная её часть с Базарной площадью к северу от Кабацкого озера представляет собой парадный фасад села.

Улица Ленина (бывшая Большая или Александровская). Главная ось поселения, представляющая собой, по существу, фрагмент Старомосковского тракта. В конце XIX в. здесь располагался общественно-торговый центр села

(Улица Ленина (бывшая Большая или Александровская). Главная ось поселения, представляющая собой, по существу, фрагмент Старомосковского тракта. В конце XIX в. здесь располагался общественно-торговый центр села)

Улица Ленина (бывшая Большая или Александровская). Фрагмент сплошной застройки между бывшей Базарной площадью и местом расположения Воскресенской церкви и часовни. На первом плане — доходный дом Ф. И. Обжорина (ул. Ленина, 222)

(Улица Ленина (бывшая Большая или Александровская). Фрагмент сплошной застройки между бывшей Базарной площадью и местом расположения Воскресенской церкви и часовни. На первом плане — доходный дом Ф. И. Обжорина (ул. Ленина, 222))

Значимость места подчеркнута строительством в 1802 году шатровой Воскресенской церкви, позднее — крупной часовни, а также устройством памятника царю Александру II. Застройка улицы представляет собой типичный пример решения уличного пространства периода эклектики. Единство ансамбля достигается за счет равномерного распределения акцентов вдоль улицы, равнозначности объемов зданий, применения единого модуля, которым является размер оконного проема. Фасады зданий имеют плоскостную трактовку и рассчитаны на восприятие лишь при движении вдоль улицы. Боковой фасад получает отделку лишь в том случае, если дом занимает угловое положение (дом купца Башкирова, ул. Ленина, 177).

Дом купца Башкирова, конец XIX в. (ул. Ленина, 177). Характерный пример местной трактовки «кирпичного стиля» с выразительными архитектурными деталями из фигурного и профилированного кирпича

(Дом купца Башкирова, конец XIX в. (ул. Ленина, 177). Характерный пример местной трактовки «кирпичного стиля» с выразительными архитектурными деталями из фигурного и профилированного кирпича)

Кроме того, намечается тенденция к уплотнению застройки главной улицы — дома Е. И. Головастиковой (ул. Ленина, 220) и Ф. Обжорина (ул. Ленина, 222) стоят вплотную друг к другу, жилой дом (ул. Ленина, 201) имеет по центру проездную арку.

Прекрасным образцом жилого дома с торговым помещением в первом этаже является дом В. В. Головастикова (ул. Ленина, 185), построенный в начале ХХ века.

Дом В. В. Головастикова, начало ХХ в. (ул. Ленина, 185). Выполнен в духе «историзирующего» модерна с использованием неоготических мотивов. Своеобразная «визитная карточка» Богородска. Объект культурного наследия регионального значения

(Дом В. В. Головастикова, начало ХХ в. (ул. Ленина, 185). Выполнен в духе «историзирующего» модерна с использованием неоготических мотивов. Своеобразная «визитная карточка» Богородска. Объект культурного наследия регионального значения)

Фрагмент фасада. Дом В. В. Головастикова, начало ХХ в. (ул. Ленина, 185). Ризалиты главного и бокового фасадов имеют завершения в виде фигурных щипцов, украшенных «свисающими» прямоугольными фестонами

(Фрагмент фасада. Дом В. В. Головастикова, начало ХХ в. (ул. Ленина, 185). Ризалиты главного и бокового фасадов имеют завершения в виде фигурных щипцов, украшенных «свисающими» прямоугольными фестонами)

Фрагмент фасада. Дом Е. И. Головастиковой, конец XIX в. (ул. Ленина, 220). Украшение фасадов зданий аттиками различной формы со слуховыми окнами было характерной приметой богородской архитектуры второй половины XIX — начала XX в.

(Фрагмент фасада. Дом Е. И. Головастиковой, конец XIX в. (ул. Ленина, 220). Украшение фасадов зданий аттиками различной формы со слуховыми окнами было характерной приметой богородской архитектуры второй половины XIX — начала XX в.)

Здание выполнено из красного кирпича с белыми штукатурными деталями. Симметрия главного фасада подчеркнута двумя одинаковыми ризалитами со ступенчатыми завершениями сложных очертаний, украшенными декоративными «свисающими» элементами. Рационализм обнаженной кирпичной кладки сочетается здесь с формами романтизированной неоготической ветви стиля модерн. Здание отличается стройностью пропорций, хорошей прорисовкой деталей, ярким, запоминающимся обликом — неслучайно жители Богородска считают его «визитной карточкой» своего города.

Судьба архитектурного наследия Богородска в советское время печальна, как и в большинстве малых городов — сохранив историческую планировочную структуру, он утратил все культовые сооружения — композиционные и высотные доминанты застройки, что привело к полному нивелированию силуэта города. В силу равнинного характера местности эти потери особенно ощутимы. Разрушенные собор Рождества Богородицы и Воскресенская церковь являлись центральными элементами главных архитектурных ансамблей села, ту же роль играла церковь Всех Святых на старинном сельском кладбище. Успенская церковь «в мавританском стиле», древность и архитектурные достоинства которой отмечал ещё А. П. Мельников в книге «Нижегородская старина», в настоящее время обезображена до неузнаваемости размещенными в ней цехами хлебозавода. Центральная площадь, частично застроенная диссонирующими современными зданиями, не имеет единого архитектурного ансамбля и представляет собой огромную лакуну в окружающей исторической застройке. Это ярчайший пример, когда нарушение преемственности в развитии влечет за собой утрату единства и целостности историко-архитектурной среды, что крайне негативно сказывается на восприятии облика города. При взгляде на современный Богородск невольно возникает ощущение, что видишь разрозненные частицы некогда единого и гармоничного целого. Поэтому и красота его неброская, её начинаешь чувствовать постепенно — в изгибе улицы, в глади озера, в строгом облике купеческих усадеб и старых кожевенных заводов. Ведь город пока ещё сохраняет отдельные фрагменты застройки второй половины XIX — начала XX столетий, среди них — ряд памятников регионального значения и объекты ценной среды. Многие из них нуждаются в реконструкции, в освобождении от современных пристроек, искажающих исторический облик памятников. Представляется необходимым рассмотрение возможности восстановления утраченных храмов (это предусмотрено проектом детальной планировки города), а также изучение, охрана и широкая популяризация историко-культурного наследия в целом. Первые шаги на этом пути уже сделаны. Город обрел новую высотную доминанту — недалеко от Успенской церкви на основе здания бывшего ремесленного училища построена церковь Покрова Богородицы. Перед ней разбит красивый сквер с памятником погибшим в Афганистане и Чечне.

Площадь, разбитая в начале XXI в. перед зданием Покровской церкви, построенной в 1990-х гг. на основе здания бывшего реального училища. В центре — памятник погибшим в локальных конфликтах последней четверти ХХ в.

(Площадь, разбитая в начале XXI в. перед зданием Покровской церкви, построенной в 1990-х гг. на основе здания бывшего реального училища. В центре — памятник погибшим в локальных конфликтах последней четверти ХХ в.)

На улице Ленина появилось несколько новых зданий, грамотно и тактично вписанных в историческую среду. В последние годы ощутимо изменилось отношение жителей к культурному наследию, формирующему исторический центр. Главный архитектор города В. Н. Кабатова стремится улучшить самобытный облик старого Богородска и сохранить памятники архитектуры. Все это добрые знаки того, что ценность исторического центра Богородска осознана, а значит — будет восстановлена.