В метрических книгах церквей села Богородского с 1807 года стали писать причину смерти, ранее её не указывали. Иногда в ревизских сказках сообщали об убийстве, но это были единичные случаи.
Так вот, просмотрев метрические записи разных приходов села Богородского первой четверти 19 века, составил максимально полный список причин смерти жителей села и приходских к селу деревень. Причину смерти указывал священник, иногда со слов родственников. Запись содержит такие сведения: номер записи, пол, кто именно умер, количество лет, от какой болезни, кем исповеданы и где погребены.
С 1813 года к записи от какой болезни стали прибавлять такую строку – «без привития оспы» или «по привитии оспы», скорее всего населению стали делать прививку и запись нужна была для какой-то статистики.
В общем по мере исследования список с названиями будет пополнятся...
«Какою болѣзнiю»:
Без всякой значительной болезни
Болезнью горла
Водяной болезнию
Волею божиею
Вопкою - крик, вопль, громкий плач. Непрерывный стон больного, плач младенца.
Гимороическою
Головною болезнию
Головною болезнию и горячкою
Горячкою
Горячкою заключенной по бреду
Грудною болезнию
Долговременной чахоткой
Желтухою
Завалом горла
Замерз
Запором
Каменной болезнию
Кашлем
Коликою
Колотьем
Колотьем в боках
Колотьем в животе
Колотьем по крику заключенным
Корем
Корью
Кровоточием
Лихорадкою
Ломотою в ногах и пояснице
Ломотою головы
Младенческой волной
Найдена замерзшею
Нарывом в паху
Натуральною
Неболев
Неболя ослабевала в силах
Неизвестною
Опухолью всего тела
Опухолью горла
Опухолью лица, горла и груди
Опухолью ноги
Опухолью тела и ноги
Оспою
Охватывала сердце
От апоплексического удара
От болезни, называемой в просторечии килой (грыжа и другие опухолевидные болезни)
От боли в горле
От внезапного воспаления
От воспаления мозга
От долговременной ломоты
От замерзнутия
От избития вороны руки
От канцера на груди
От катары
От кровяного постреля - в словаре Грота–Шахматова (1895): «Мед. Удар, пострел: внезапное излияние крови или другой жидкости из их естественных путей в существо мозга, при чем от давления жидкости происходит внезапное ослабление или полное подавление жизнедеятельности половины или части тела, управляемой пораженной частью мозга. Кровяной пострел»
От ломоты в ноге
От многаго труда
От нарыва на ноге
От насильственной руки
От находящейся в нем болезни называемой грыжа
От неумеренной печали
От нечаянного выстрела из пистолета
От оскудения жизненных сил
От потопления в колодце
От престарелости
От провалу на шее
От простуды
От простуды и распухнутия горла
От пьянства
От рака на голове
От разслабления всего тела
От родов
От тягости родов
От роду чах
От старости
От старости и поносом
От стрельбы в животе
От убиения
От угару
От удару случившагося от разбития лошади
От упавшего угля из светца, обгорел и от того помер
Падучею
Падучею болезнью издавна в нем бывшей
Параличем
Подагрой
Поносом
Поносом кровавым
После кори
После родов
После родов пухотою
Потонула
Потонул в пруде
Почти неболев
Рвотою
Резью в животе
Родами
Сгорела в горну
Сыпью
Трясавицею
Убит мельнечным камнем
Убита бревном
Удушьем
Удушьем издавна в ней находящимся
Утробою
Чахоткою
Черною болезнию
Язвою
Язвою на щеке
Идущаго по тракту Арестанта Матфея Андреева дочь Надежда году ум. 2 июня 1825 года
Данные по Богородскому за 18 лет в начале 19 века выглядят так:
Всего родилось 5113 человек,
Всего умерло 3647 человек, из них младенцев от году и ниже 1936,
иными словами, из 1000 родившихся 379 умирало в течении года.
Высокая детская смертность сказалась и на общей статистике продолжительности жизни в Богородском. График ниже показывает средние значения у мужчин и женщин на основании данных о рождении и смерти, взятых у более чем 4 тыс. человек до и после 1800 года, понятно, что если учесть больше персон, то цифры будут еще ниже.
Так у некой вдовы похоронили сына в возрасте 27 лет в 1811 году, о чем свидетельствует запись в Николаевской (Воскресенской) церкви.
Который несподобившись покаяния пред смертию коя ему случилась от пьянства Христианского погребения лишен а по свидетельствовании тела его горбатовскаго земскаго суда дворянским заседателем Евграфом Кастальским и штаб лекарем Андреем Грунделем зарыть по приказанию в отдаленном от жилища месте о чем объясняя подписались иерей Василий Иванов диакон Григорий Петров дьячек Егор Иванов.
20 сентября 1830 года запись о смерти жены В.С. Шереметева Татьяны Ивановны.
Господина Василья Сергеевича Шереметева жена Татьяна Иванова. Кою по церковному чиноположению погребали и подписались протоиерей Тимофей Еремеев, диакон Федор Васильев, дьячек Михаил Павлов, пономарь Дмитрий Семенов.
65 лет параличем, захоронена в Успенской церкви.
По данным в различных источниках год рождения у неё 1770, а по записи о смерти получается 1765, но учитывая очень частые ошибки в таких записях, думаю что тут тоже ошибка. Вообще складывается такое ощущение, что священник на глаз определял возраст. Это можно понять, когда речь идет о неграмотных крестьянах, им возраст записывали со слов родных, но тут вроде знатная особа - жена барина, да что жена, когда у самого Василия Сергеевича указан возраст ошибочно.
Василий Сергеевич переживет жену всего на 5 месяцев и умрет 9 февраля 1831 года
Генерал Майор Василий Сергеевич Шереметев котораго по церковному чиноположению погребали и подписались протоиерей Тимофей Еремеев, диакон Федор Васильев, дьячек Михаил Павлов, пономарь Дмитрий Семенов.
86 лет от старости
Василий Сергеевич родился в 1752 году, а по записи о смерти получается в 1745, что является ошибкой. Редко попадаются записи о смерти у кого возраст совпадет с настоящим. Это надо учитывать, если вам известна дата смерти + возраст и вы хотите найти запись о рождении, то разница может достигать нескольких лет в ту или другую сторону от настоящей.
От нечаянного выстрела из пистолета
От насильственной руки
Сгорела в горну (прим. кузнечный горн)
На виновника несчастного случая могли наложить, например, такое наказание, как на крестьянина села Богородского за неумышленное убийство односельчанина в 1836 году в виде пятилетнего церковного покаяния с исправлением одного года в монастыре, а остальное время под присмотром духовного отца.
Самые распространенные имена в Богородском оказались ожидаемо -
у мужчин: Иван, Василий, Михаил, Алексей, Федор, Петр, Николай
у женщин: Анна, Авдотья она же Евдокия, Мария, Прасковья, Екатерина, Татьяна
Вершину редких имен, которых я никогда не слышал, у меня занимает житель села Богородского Иван Плотников, у него родился сын Африкан и житель деревни Демидово Григорий Шибанов, у него родились близнецы Ясон и Сосипатр.
Другие редкие имена встречаются периодически, но тоже интересные:
Аполлон, Аполинария, Евпсихий он же встречался с именем Евгений, Ераст, Зот, Кесарий, Мастридия, Сиклитикея, Фауста, Фанасея, Феодулия, Флена, Хиония и пр.
И стали попадаться случаи, ранее тоже не встречавшиеся, когда священник не исповедовал человека из-за его приверженности к старообрядчеству, по расколу или уклонению в секту малаканскую, как например двоюродного деда Федора Алексеевича Желтова, тоже Федора Алексеевича, умершего 27 августа 1831 во время вспышки холеры и захороненного на отведенном особенно кладбище.
Среди старообрядцев такие фамилии
1831: Куклевы, Кабатовы, Поляниновы, Маштаковы, Проворновы, Пагудины, Любимовы, Шелепугины, Девнины, Чистовы, Стрижевы, Желтовы (молокане)
1832: Балуевы, Шибановы, Хохловы, Морковкины
1833: Шибановы, Юренковы, Фроловы
1834: Комягины, Кротовы, Рязановы
1836: Челышевы
1837: Чумановы они же Нырковы, Кубышкины, Соколовы
Вновь порадовал Иван Плотников, помимо Африкана и двух Кесариев, у него родился сын Филадельф
самое интересное то, что все они выжили и не умерли во младенчестве, а создали в будущем свои семьи
в 1860 году все эти имена есть в переписи, но у их детей уже обычные имена
видимо только их отец был таким смелым новатором
Так что нынешние потомки Плотниковых знайте, что у вас был такой предок, который оставил своеобразный след в истории Богородска, что давал своим детям очень редкие имена.
Богадельня находилась в здании, где сейчас Покровская церковь, ранее там было УПК, а еще ранее 10 школа. В таком ли виде она была тогда, каменная или деревянная неизвестно, но если в таком, то тогда это второе здание по своему возрасту, после Успенской церкви, сохранившееся до наших дней.
Несмотря на близость к Успенской церкви, записи о подкинутых к богадельне младенцах регистрировались в Воскресенской и Рождественской церквях. Успенская церковь в то время была ружной и прихода своего не имела.
До появления богадельни младенцев подкидывали к домам крестьян. Запомнилась одна вдова, к дому которой постоянно подкидывали младенцев, видел записи за один год двоих и на следующий год опять к ней же подкинули, наверно была очень заботливой крестьянкой.
Естественно, младенцы в богадельне долго не жили и когда видишь записи о их крещении, то через несколько страниц уже записи о их смерти, один за другим.
Количество подкинутых детей с каждым годом увеличивалось, особой статистики не вёл, но по трем первым годам, с момента когда стал встречаться дом богадельни в метриках, выписал:
в 1832 было 10 случаев и один к дому крестьянина, в 1833 уже 13, а в 1834 их 21.
По убогому дому попадаются записи: того ж села и вотчины убогого дому крестьянин или крестьянка, столько-то лет, от старости. Скорее всего они там работали и судя по описанию, чем являлся такой дом, это было очень своеобразное место, но тем не менее в Богородском он тоже был.
В старину, как известно, женщины рожали много. Изучая ревизии это не заметно, т.к. записывали в них только живых на момент переписи детей, а вот в метриках можно увидеть реальную картину происходящего.
Некоторые рожали почти каждый год, другие через год, третьи через два и даже известны пара случаев в семьях Комягиных и Лосевых, когда жены рожали по 2 раза за один год в январе и декабре и по мере исследования ранней богородской генеалогии до 1840-х годов, сформировалась кое-какая статистика многодетных матерей и отцов.
Этот рейтинг составлен на основе изучаемых мною родов, не всех в Богородском, но уверен, что и в других семьях ситуация была похожа, так что если у кого есть подтвержденные данные по другим семьям села и близлежащих деревень – включайтесь.
Итак, люди с наибольшим количеством детей в селе Богородском Первая десятка
Мужчины:
19 детей от 2-х браков Алексей Федорович Кукин 1771 г.р.
17 детей от 2-х браков Михаил Алексеевич Александров 1807 г.р.
17 детей от 2-х браков Федор Еремеевич Любимов 1781 г.р.
16 детей от 2-х браков Андрей Алексеевич Морковкин 1746 г.р.
16 детей от 2-х браков Яким Иванович Корноухов он же Мокеев он же Горохов 1772 г.р.
Женщины:
15 детей Екатерина Петровна Полушкина (ур.Тезикова) 1789 г.р.
15 детей Матрена Алексеевна Лосева 1756 г.р.
14 детей Авдотья Федоровна Любимова (ур.Волкова она же Коломтина) 1786 г.р.
14 детей Фекла Васильевна Калякина (ур.Маркова) 1795 г.р.
14 детей Мария Федоровна Кутянина (ур.Кукина) 1786 г.р.
Опись дела:
1725 год 14 июня
Дело начавшееся по присланной в Преображенский приказ из Нижегородского Надворного суда отписке о крестьянском сыне вотчины полковника Василья Шереметева Нижегородского уезда, села Богородского Ермолае Кобякове, которым были сделаны несправедливые показания на крестьян вотчины дворянина Василья Лапшанского Нижегородского уезда, деревни Княжа поля Афонасия и Андрея Умных (прим. предки нынешних Умновых) да на жену последнего Анну Петрову о произнесении ими непристойных слов про Государыню, на брата же своего родного Ивана Кобякова о делании фальшивых полушек (прим. полушка – монета в четверть копейки).
По указу, присланному из Верховного Тайного Совета в бывший Преображенский приказ, тот Кобяков был наказан кнутом, и по вырезании ноздрей велено его сослать в Сибирь на вечное время.
Попробовал найти этого Ермолая и его семью в первых переписях Богородского. Оказалось он 1712 г.р., у него было два брата Ивана, один на 3 года старше, другой младше на девять лет, отец их Василий Васильев 1691 г.р., мать Настасья Алексеева 1694 г.р., дед был хромой Василий Кириллов 1667 г.р., бабку звали Прасковья Ермолаева, прадед Кирюшка Гарасимов впервые упоминается в переписной книге Богородского 1646 года еще при Черкасском.
Потомки этой семьи Кобяковых далеко не дожили до наших дней, они пропали из Богородского до 1745 года, последнее упоминание в книге выбывших после 1 ревизии, там сказано, что Иван и Ермолай пропали без вести в 1733, а другие померли…