ПОСЛЕДНИЕ ДНИ И ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РУКАВИШНИКОВА

(По материалам газеты "Нижегородский листок")

 

С. М. Рукавишников

 

Вчера, около 10 час. утра, в своем роскошном доме, на Откосе, скончался от сильного пароксизма грудной жабы на 64-м году жизни последний из 5-ти братьев, миллионер Сергей Михайлович Рукавишников, оставив после себя четырех сыновей и одну дочь. Любопытно, что одна из его дочерей, будучи за границей в Женеве, скончалась накануне смерти отца, что было от него скрыто родными.

Покойный вел уединенный образ жизни, избегая общества. Но у себя дома он являлся радушным и гостеприимным хозяином. Он увлекался сельским хозяйством. После него осталось образцовое большое имение «Подвязье» на р. Оке, в Горбатовском у. В этом имении, где есть конский завод со 150-ю породистыми лошадьми и знаменитая молочная ферма, к которой применено последнее слово современной техники и санитарии, покойный часто проводил время, лично ведя конторские и бухгалтерские книги.

В названном имении, между прочим, постоянно проживает под особым надзором психически-ненормальный старший сын С. М. Рукавишникова Михаил. Второй по старшинству сын покойного Иван – известный в литературных сферах поэт-декадент.

С. М. Рукавишников отличался большой мнительностью и очень боялся простуды. Месяц тому назад, почувствовав недомогание, он экстренно вызвал из Москвы профессора Попова, приезд которого благотворно повлиял на мнительного больного. Последние часы жизни покойного прошли в присутствии доктора П. Н. Михалкина, который всячески облегчал предсмертные страдания.

Покойный не чужд был благотворительности, главным образом выражавшейся в довольно щедрых пожертвованиях на нужды монастырей и церквей.

Говорят, после С. М. никакого завещания не оставлено.

 

Нижегородский листок, 1914. № 83. 27 марта

 

Похороны С. М. Рукавишникова

 

Вчера в церкви св. Георгия на Набережной улице, после заупокойной литургии, совершено было отпевание тела умершего потомственного почетного гражданина Сергея Михайловича Рукавишникова.

Отпевание совершало духовенство городского собора и церквей: Георгиевской, Козьмодемьяновской, Тихоновской, Алексея митрополита, Болтинского приюта, Ярмарочного собора и Крестовоздвиженского монастыря. Пел хор Кармазинского.

Отдать последний долг покойному в церковь собрались, кроме его семьи, многочисленные родственники и знакомые, представители городского общественного управления и купечества, и масса публики. За отпеванием присутствовали руководитель дворянства М. С. фон-Брин и полицеймейстер А. Л. Комендантов.

В 1 час дня отпевание кончилось. Гроб с телом из церкви несли на руках сыновья, в числе которых был и приехавший третьего дня из Крыма известный поэт Ив. Сер. Рукавишников, и ближайшие родственники покойного. От церкви траурная процессия направилась Набережной улицей, где у дома покойного была совершена лития. Вторая лития была совершена на Малой Печерке против Крестовой церкви. Здесь гроб был поставлен на катафалк и процессия через Осыпную улицу последовала Большой Покровкой к Крестовоздвиженскому монастырю, сопровождаемая массой народа. Процессия была оцеплена нарядом городовых 2-й Кремлевской части, поддерживавших порядок под наблюдением пристава г. Коблевского.

В 3-м часу, после панихиды, тело покойного было погребено на кладбище Крестовоздвиженского монастыря, в фамильном склепе Рукавишниковых.

К отпеванию в церкви на гроб покойного были возложены венки: от жены, детей, внучки, от сестры В. М. Бурмистровой, служащих, Корзинщиковых, Торгово-Промышленного банка, П. Н. Михалкина, городского управления, Ромашевых, Русского для внешней торговли банка, И. И. Рукавишникова, семьи Евгеньевых, Н. М. Вешнякова, фирмы Кос-Дюр, Рених и Артамонова, конторы бр. Любимовых, 1-го мануфактурного товарищества, Готовяхина, служащих из имения, Ненюковых, Измайлова.

После погребения, в 5-м часу дня в доме покойного состоялся поминальный обед на 150 персон, к которому были приглашены родственники, знакомые и духовенство.

В доме Трудолюбия для бедных был дан обед на 1000 человек. В ночлежном доме посетителей оделяли деньгами.

Наследство покойного С. М. Рукавишникова, по слухам, не превышает 4-х миллионов рублей: наличными деньгами полтора миллиона, дом на Набережной улице, в котором жил покойный, оценивается в 700-800 тыс. руб., два дома на Нижнем Базаре – в 1.150,000 и два имения в Горбатовском уезде – 600 тыс. рублей. Вследствие отсутствия духовного завещания, наследство будет разделено в законном порядке между семьей покойного.

 

Нижегородский листок, 1914. № 87. 31 марта