ХРАМЫ  СЕЛА  БОГОРОДСКОГО

 

Во второй половине 1810-х годов в селе Богородском Горбатовского уезда Нижегородской губернии высились четыре каменных церкви: соборная Рождества Пресвятой Богородицы, в честь Обновления храма Воскресения Христова, Всех Святых и Успения Божией Матери. Упоминания о первых двух содержатся в исторических документах конца XVI – начала XVII века, правда тогда эти храмы были деревянными. Приведем в качестве примера небольшую выдержку из писцовой книги Нижегородского уезда письма и меры Д. В. Лодыгина, В. И. Полтева и дьяка Д. Образцова 1621–1624 гг.: «За стряпчим Нефедеем Кузьминым сыном Мининым с матерью со вдовою Татьяною в вотчине отца его, а отцу его думному дворянину Кузьме Минину дано в вотчину за службу, что от бояры и воеводы и с ратными людьми пришед под Москву и Московское государство очистил, из государевых сел село Богородское стоит на четыре усады, а меж усад ис ключей пруд с заплотиною. <…> А в селе церковь Рождества Пречистые Богородицы деревянна с папертью да другая церковь Николы Чудотворца (в переписной книге Нижегородского уезда письма и переписи князя И. Ф. Щаховского и подьячего П. Симанова 1646 г. эта церковь значится как «Обновления храма Воскрешения храма Бога нашего», а в аналогичном документе князя Ю. М. Солнцева-Засекина 1678 г. – «во имя Воскресения Христова». – РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 297, 7529)  с папертью ж. А церкви и в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково и мирское» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 292).

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы считалась главной – соборной. Возведенная первой, она дала название и самому селу: Богородицкое (Богородичное) – Богородское. По одной из легенд на месте храма первоначально стояла часовня, срубленная безвестным купцом, спасшимся от лихих людей: молясь Владычице Заступнице, он оторвался от разбойников, выехал к поселению, где и сотворил затем в честь своего спасения благое дело – позже на этом месте построили церковь. Другая легенда повествует о явленном в одном из ближайших к селению лесов чудотворного образа Пречистой, который был принесен в часовню, а позже помещен и во храм.

Как бы там ни было, но в отказной книге князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому на село Богородское с деревнями Нижегородского уезда 1667 года имеется описание имущества Богородице-Рождественской церкви, где упомянута и легендарная чудотворная икона: «…церковь древяная ж низменная <…> со всяким церковным строением, а в церкви Божии местных образов: образ Пресвятыя Богородицы Казанская венец жемчужной… по правую сторону образ Рождества Пресвятые Богородицы, по левую сторону образ Ивано Предотечи… да образ Илии Пророка <…> да у той же церкви семь колоколов» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 6035).

В конце XVIII века деревянный храм сгорел дотла, после чего на том же месте между Кабацким прудом и речкой Рязанкой была построена одноименная каменная церковь, освященная в 1791 году. Она имела три престола: главный – Рождества Пресвятой Богородицы, правый – пророка Илии, левый – блаженного Василия Московского. Возведение каменного главного храма закрепило историческое ядро поселения.

Церкви была свойственна традиционная объемно-планировочная композиция – «корабль»: на прямой линии последовательно располагались высокое крыльцо, квадратная четырехъярусная колокольня над западным входом, увенчанная шпилем в форме восьмигранной пирамиды, трапезная с двумя престолами, высокое четырехугольное строение, увенчанное пятиглавием с небольшими луковицами изящной формы с тонкими шейками, стоящими на стройных граненых барабанах, полукруглое алтарное помещение.

В архитектуре храма традиционная для русского зодчества XVIII века объемная композиция и характер силуэта с луковичными главами сочетаются с приемами классицизма, а также мотивами барокко. Окруженный оградой с кованными чугунными решетками между каменных столбов, белый монументальный объем церкви отражался в водах Кабацкого пруда, являясь доминантой в ансамбле наиболее своеобразной улицы села – Болотной (в настоящее время – улица Брагина), раскрытой фасадами своих красно-кирпичных усадеб на водную гладь…

В 1938 году соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы разрушили до основания…

Церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова была в селе Богородском второй по возрасту. Точная дата ее деревянной постройки, равно как и Богородице-Рождественской, неизвестна. Описание внутреннего убранства этого храма также встречается в упомянутой выше отказной книге князю М. Я. Черкасскому 1667 года: «…церковь… древяная низмяная со всяким церковным строением, а в церкви Божии местных образов: образ Воскресение Господа Бога и спаса нашего Исуса Христа… направе стороне образ Пресвятые Богородицы Владимирские… да образ Нерукотворенного Спасов, да образ Благовещение Пресвятые Богородицы, да образ Николы Чудотворца… образ Сретение, иконы Владимирские… да в олтаре на престоле образ Пресвятые Богородице Знамение, да выносной крест на престоле… да у той же церкви пять колоколов, а шестой колокол разбит в пожарное время, как горели церкви Божии» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Д. 6035). Из последнего видно, что деревянные храмы в селе Богородском подвергались огню не единожды.

На рубеже XIX века обветшавшая деревянная постройка храма была разобрана и на ее месте попечением и усилиями богородского помещика Василия Сергеевича Шереметева возведена новая каменная трехпрестольная церковь: главный престол – Обновления храма Воскресения Христова, правый – преподобного святителя Николая, левый – преподобного Сергия Радонежского. Освящена в 1803 году, что зафиксировала выбитая на кресте надпись. Храм находился на небольшой квадратной площади, примыкающей с южной стороны к улице Большедорожной (в настоящее время – улица Ленина) в ее центральной, наиболее оживленной части. С трех сторон был окружен торговыми рядами и складами – шорно-седельными, щепными и горшечными.

Воскресенская церковь также имела объемно-планировочную композицию «корабль», но здесь она получила иное выражение. Храм в форме квадрата со срезанными углами развивался вверх массивным восьмигранным строением, завершаясь приземистым шатром, увенчанным небольшой луковичной главкой. Как бы охватывающая храм более широкая трапезная с двумя симметрично расположенными престолами перекрывалась двускатной кровлей. Алтарь был прямоугольной формы. Над высоким основанием колокольни поднимались два цилиндрических яруса, завершаясь крупной луковичной главой. Порталы северного и южного фасадов были выполнены в форме полукруглых арок. Эта форма – «кокошник» – характерная для русского храмового зодчества XV–XVII вв., завершает и нижний ярус колокольни, и основное строение у основания шатра. Ее многократное повторение указывает на обращение к национальному стилю. Крупные массивные формы Воскресенской церкви, рассчитанные на восприятие издалека, при движении по тракту, придавали ей монументальность и значительность…

В 1928 году по инициативе горсовета в храме намеревались разместить городской театр, в 1929-м – дом физкультурника, либо клуб пионеров, в 1931-м – решили разобрать церковь на строительный материал, что в итоге и было сделано.  

Небольшая церковь Всех Святых была возведена на сельском кладбище в 1801 году при непосредственном участии В. С. Шереметева. Холодная, предназначенная для отпевания усопших, церковь не имела собственного причта и была приписана к Богородице-Рождественскому храму. В богородской архитектуре это, пожалуй, самый яркий образец классицизма. В плане церковь имела форму латинского креста с круглым залом в месте пересечения его ветвей. Размещаясь в центре кладбища, своим главным, западным фасадом была обращена в сторону сельской улицы и соединена с ней аллеей из лиственных деревьев. В начале Великой Отечественной войны храм был разобран на кирпич, который пошел на строительство оборонительных рубежей за селом Хвощевка.

Наиболее своеобразной по архитектуре среди богородских храмов была церковь Успения Божией Матери, возведенная в 1816 году на средства уже упомянутого нами помещика Василия Сергеевича Шереметева. П. И. Мельников утверждал, что Успенская церковь построена в «мавританском вкусе», видимо, подразумевая необычность ее декоративного убранства, ассоциирующегося с экзотическими странами. Однако в архитектуре этого храма присутствуют скорее западные, чем восточные мотивы: стрельчатые проемы окон и ярусов колокольни, зубчатый венец-корона у основания шпиля колокольни, звездчатые обрамления фронтонов, окон и порталов с расходящимися во все стороны тонкими лучами. В данном случае мы имеем дело с проникновением в российскую провинциальную архитектуру мотивов псевдоготики, получившей распространение с конца XVIII века. Храм имел три престола: главный – Успения Божией Матери, правый – иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», левый – мученика Иоанна – воина земли.

Успенская церковь стала родовой усыпальницей богородских Шереметевых. Здесь, в склепе, обустроенном под храмом, нашли свой последний приют Василий Сергеевич Шереметев, его супруга Татьяна Ивановна (урожденная Марченко) и младший сын Николай. Время не пошадило их праха. После 1917 года усыпальница была вскрыта и осквернена, а останки Шереметевых изъяты из склепа и перезахоронены в неизвестном месте.

Церковь Успения Божией Матери единственная в Богородске избежала полного разрушения. Разобранной до основания оказалась колокольня, в оставшемся помещении, лишенном куполов и псевдоготических украшений, после Великой Отечественной войны разместился хлебозавод. В настоящее время храм передан епархии, ведется его постепенное восстановление.

Такова вкратце история Богородских храмов, которая, слава Богу, не угасла, и, надеемся, будет продолжаться с их постепенным восстановлением.

 

Документы Российского государственного архива древних актов (РГАДА)

цитируются по книге: Село Богородское в XVII веке:

документы и исторический очерк / сост.: С. М. Ледров, В. Н. Беляева –

Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, – 2014

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова

Церковь Всех Святых

Церковь Успения Божией Матери