Богородский универсамМое знакомство с работниками торговли нашего города началось, когда мне исполнилось шесть лет, и продолжается до сих пор. Тогда родители оставляли с утра на столе записку примерно такого содержания: «Илья, три литра молока, 2 батона, чипсов себе. Аккуратнее через дорогу. Деньги в бидоне». Магазина я знал два: 7-ой и универмаг.

Седьмой магазин был продовольственным с навигационными табличками «бакалея», «молоко», «мясо». Помнится, в месяцами отключенных холодильниках, где должно быть мясо, спали кошки. Магазин был высшим проявлением власти продавца над покупателем. Сначала нужно было выстоять в очередях (граждане 6 и 30 лет имели равные моральные права, ибо есть хотели все одинаково). Принцип такой: сколько покупок – столько очередей. Необходимо было знать наизусть все номера отделов. На кассе назовешь не те номера и цены – пойдешь уточнять. Потом очередь в кассу снова. Такие были будни.

Будни скрашивались походами с родителями в универмаг. В зависимости от поведения можно было притащить оттуда новый конструктор, набор солдатиков или кеды. Универмаг того времени нет надобности описывать. За исключением некоторого обновления ассортимента все осталось также. Даже продавцы, по-моему, те же.

Следом на эти «Две крепости» обрушилась конкуренция, состоявшая из железных ларьков. Конструкцию ларька все, думаю, представляют. Коробка с амбразурой, через которую в обмен на денежку можно было получить ранее невиданное и недоступное: банку марочного лимонада, жвачку, сникерс. Обрамление амбразуры служило витриной, пространство за задницей продавца - складом. О сроках годности, санитарных нормах тогда некогда было думать – надо было деньги зарабатывать.

Примерно в то же время появилось уникальное явление – чужая реклама за свой счет. Дело в том, что предприниматели настолько считали издержки, что принимали в дар от компаний «Кока-кола» и «Пепси. Ко» вывески с их логотипами и местом для текстового написания содержимого мозга предпринимателя: «Светлана», «Катюша», «Луч» и т. п.. Никто не думал, что вешает на свое лицо рекламный щит (за аренду рекламного места обычно платят). Но тут ведь вывеска бесплатная.

Безусловно, удачным решением местных бизнесменов стало открытие мини-маркетов. Это та же коробка. Но отличие есть. Покупатель не мерзнет улице в ожидании Зины, которая ищет чай «Майский». Покупатель видит весь, или почти весь, ассортимент продукции и видит продавца (это очень важно). Мини-маркет – удовольствие не из дешевых. Его окупаемость была крайне важна для предпринимателя. С тех пор у местных предпринимателей появилось некоторое понятие о рентабельности, клиенториентированности и своей зависимости от покупателя. Здесь мы, покупатели, обрели «Капризы», «Караваи», «Глории» и бесконечное количество наименований мини-маркетов в микрорайонах. Запомнил «Сердолик», где, по выражению Ангора, продавщица – мужик. (Кстати, замечательный товарищ).

Не на смену, а на одной арене с мини-маркетами, появились магазины самообслуживания. Первый такой магазин в Богородске открыл некто Васфи Акар, владелец «Караваев». Магазин располагался на первом этаже здания «Березополье». Система безопасности была крайне ненадежна, охраны не было и, как следствие, тотальное воровство от впервые увидевших такое чудо коммерции. В скором времени магазин закрылся.

Знаменательным событием в отрасли торговли города Богородска стало открытие универсама «Богородский» (ныне «Магнит», и не один), владелец А. Ф. Скворцов (комменты ставят под сомнение данное утверждение). Как оформлено, мне неизвестно. Подход более чем серьезный. Универсам и по сей день располагается на территории бывшего 7-го. Было отстроено практически все и практически заново. Как было заявлено при открытии, 5000 наименований товаров. Цены радовали (именно прошедшее время). Персонал на высоте. Мерчендайзинг страдал, и страдает. Часто встречается, выражаясь языком работников торговли, «пересорт». Не все пошло гладко. Об этом позже.

Дальше открытие «Спаров», «Перекрестков», «Копеек». Закрытие части из них. Открытие вновь. На форуме когда-то вопрос задавался: «Куда столько?». Друзь, ответишь? Отвечу – говорит Друзь: «В населенных пунктах типа Нижнего Новгорода такие магазины находятся в стенах торговых центров. Там другой дележ покупателей: успел откатиться учредителю – успел. А кто-то успел в другом торговом центре. Но и между собой договоренности есть – «тут давай тут, а я вот тут». В Богородске торговых центров, где бы мог поместиться универсам, нет. Приходится рисковать. Иногда даже строить или договор аренды на несколько десятков лет заключать. Такое чутье не у всех есть».

Так вот, что имеем? Имеем несколько десятков торговых точек разного масштаба, разбросанных по городу. Имеем 62 тысячи потенциальных клиентов, которым ежедневно нужна еда, кремы, бритвы, прокладки, сигареты, алкоголь. Мы имеем с десяток разных подходов к ведению бизнеса разных коммерсантов. С чего начнем? Давайте, пожалуй, с больного. С мини-маркетов. Скажу сразу: напишу о тех, что в моем районе и куда пока имею честь заходить. Остальное добавите в комментах.

«Каприз». Мне известно о двух мини-маркетах (переулок Глухой и улица Красноармейская), а также небольшом магазине на улице Б. Хмельницкого. Владельцем «капризов» является Людмила Евстафьевна Матвеева. Л. Е. Матвеева – замечательный человек, который умеет вести свое дело и к клиенту относится хорошо. Словом, в теме. Когда на работу у Л. Е. не выходит продавец, то за прилавком мы видим Людмилу Евстафьевну. Ни кого-то освободившегося со смены, а ее. Внутреннее раздражение заметно только в момент разговора по телефону, за которым застал при входе в магазин. Разговор моментально прекращается до лучших времен. Как-то при выходе из «Каприза» друг сказал мне: «А почему бы всем продавцам такими не быть?». Говорю: «не продавец это».

А вот с персоналом у Л. Е. Матвеевой проблемы. В «Капризе» на Красноармейской могут и убить, если что не так. Сегодня хотел купить две бутылки чая, даю денежку, пищит холодильник, дергаю дверь. Какая-то заспанная девушка на меня орет: «Чего вы тут дергаете?!! Спросить нельзя?!! Он ведь не включен» Растерялся даже. Забрал денежку, пошел покупать на «верх». Есть там еще одна такая звезда средних лет. Но и есть и позитивный человек, зовут Евгения. Милый продавец. Но в Каприз на Красноармейской больше ни ногой.

В «Капризе» на переулке Глухом с персоналом более менее: сдачу сдать забудут, сигареты. Мелочи в рабочем режиме, простимо - напомним. Но есть и Наташа. Чудо из чудес! На вопрос: «почем «золотая бочка» - реакция: «Ты (!) чего тут права качаешь?!». Прозвали «чудовищем» после пары случаев. Роджер подробнее в комментах может расписать.

К продавцам в небольшом магазине претензий нет – попадал либо на Л. Е. Матвееву, либо на Ирину. Ирина то тут, то там. Не знаю, работает ли. Тоже продавец замечательный в хорошем смысле слова.

«Глория». Известно о двух мини-маркетах в центре. Владеет сиим хозяйством Н. А. Улитина. Лично с ней не знаком. Но! Ситуация мне кажется противоположной. Продавцы всегда приветливы и доброжелательны в обоих магазинчиках. Тем не менее, предельно конкретны и свое дело знают. А вот начальница похожа на сломанную спицу от велосипедного колеса: обратно в колесо не годится, на другие спицы не похожа, но вонзиться может.

Рядом с «Глорией», что возле дома, где «снова СПОРТилось сало», есть еще один магазин. Попадал всегда на одну и ту же продавщицу средних лет. Как-то спросил какого-то пива. Не оказалось. Немедленно начала интересоваться, как точно называется и т.д.. Вот оно! Клиенту надо – будет. А не вот – «мы не возим такое». Это так, мои впечатления, – свои в комменты пишите.

В универсаме бываю в одном – «Магнит» в центре. Там сложно угадать, как попадешь. Можешь и вообще не попасть. Тут в 8-00 утра иду сигарет взять. Уборщицы выгнали, «нельзя» говорят. На тележке табличка висела «Магазин не работает». На двери магазина написано, что с 7-30 до 22-00. Такие вот уборщицы в универсаме. Знают, когда им убираться.

Охрана пристально смотрит в спину. Спиртное из стеклянного ящичка приносят на кассу. На кассе в последнее время лица кислые. То ли платят мало, то ли с алкоголем проблемы.

Пальцев теперь хватит только на зазывание в лучшее. По конкретным торговым точкам – давайте в коментах.

И о ком у нас опять все забыли? А? Правильно. О том, кто формирует и доход продавца, и доход его работодателя. Сейчас необходимо забыть то, что дала внутрь торговля 70-80-х. Сейчас клиент выбирает из 3 магазинов 1. Его не интересует география: +/- 150 метров – ничто. Важно относиться к клиенту правильно, и уметь относиться правильно. Клиент платит вам зарплату. Постарайтесь, господа – боги торговли, относиться к нему как лучшему другу (к каждому клиенту!). Будет лучше. Всем.

Пока так.