А.В. ЛЮБАВИН

 «Пылая верою чистейшею…»

(К истории Богородского поселения)

 

Чем дальше мы устремляемся в будущее, тем сложнее, а порой и вовсе невозможно разгадать тайны былого. Но как сказано в Евангелии, «ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется». Так вот, одна такая тайна - причина особого когда-то почитания в нашем селе Богородском иконы Архистратига Михаила - отверзлась. Помог в этом сохранившийся в Центральном архиве Нижегородской области документ[1], подписанный Василием Сергеевичем  Шереметевым и датированный 5-м июля 1808 г.

В САМОМ НАЧАЛЕ XIX века в Москву к Татьяне Ивановне, жене В.С. Шереметева[2], пришел немолодой уже человек. Родом он был из Владимирской губернии, ремеслом каменщик, обликом, мыслями и поведением трезв. Добившись приема у госпожи, необычный гость поведал ей историю, повергшую его в столь неблизкий путь и давшую ему решимость к обязательному исполнению задуманного.

Дочери его, как он сказал «девице престарелой и дряхлой», привиделся необычный сон. Небесные силы в нем велели сказать Татьяне Ивановне, чтоб та непременно поручила написать образ Архистратига Михаила и отправить его в село Богородское. Там, в церкви Рождества Богородицы, поставить образ на левом клиросе и праздновать Михайлов день два раза в год, совершая крестный ход с иконой вокруг села. Если госпожа исполнит эту волю, то благодатью Всевышнего и молитвами Архистратига Михаила Богородское и его жители будут спасены от бед и напастей.

Отец поначалу отмахнулся от рассказа дочери, как он сказал барыне, – «оставил без уважения». Да мало ли чего привидится набожной и убогой чаде его! Но вскоре ей снится тот же сон. Преисполненная любви к Богу и Церкви Православной, та настойчиво требует от отца немедленно отправиться в путь и рассказать обо всем Шереметевой. Но и на сей раз не решился он беспокоить жену высокородного господина. После же того, как сон явился дочери в третий раз, он прибыл в Москву и рассказал чудное видение Татьяне Ивановне.

Татьяна Ивановна и ее супруг Василий Сергеевич людьми были глубоко православными, оставить без внимания случившееся не могли и рассудили так: «Образ написать и воздавать уважение Архистратигу Михаилу есть долг истинных Христиан».

Мастера-иконописцы, «пылая верою чистейшею к Творцу Вселенныя», образ написали и изобразили вокруг него в 12-ти отделениях чудеса Архистратига Михаила. Затем его обложили в серебряный с позолотой оклад и доставили в подмосковное сельцо Соболево, Сергиевское тож[3], где Василий Сергеевич Шереметев собственноручно на противоположной стороне иконы подписал все чудеса Святого. 5 июля 1808 года священный дар прибыл в село Богородское с распоряжением владельца имения: «Сей образ быть поставлен в Церкви Рождества Богородицы на левом клиросе. Празднование, как и обход в круг села Богородскаго также долженствовать быть выполняемы в точности».

Я БОЛЕЕ ЧЕМ уверен, что так и было, пока живы были и жили в селе Богородском Шереметевы. Искренность их веры передалась простым богородчанам, их крепостным. Потому и пронесли они любовь к образу Архистратига Михаила через десятилетия, увековечив тем самым память о владельцах села в названии общества хоругвеносцев[4]. А те, строго следуя заповеди Василия Сергеевича, два раза в год, – 6 сентября, в праздник Чуда Архистратига Михаила в Хонех, и 8 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, – совершали крестные ходы… Пока не грянула буря семнадцатого года…

 

 


[1] Центральный архив Нижегородской области. Ф. 933. Оп. 1963. Д. 20 а.

[2] В.С. Шереметев на рубеже XVIII-XIX вв. имел в Москве дом в Хамовниках, во 2-м квартале на улице Вздвиженской под номером 176. Еще у него числилась в собственности «пустопорозжая земля» в Мещанской части города. См.: Алфавитные списки всех частей столичнаго города Москвы домам и землям, равно казенным зданиям, с показанием в котором квартале и на какой улице или переулке состоят. М., 1818; Алфавитный указатель к плану столичнаго города Москвы… М., 1852-1853. Несколько иные данные мы находим в «Указателе Москвы, Показывающем по азбучному порядку имена владельцев всех домов сей столицы… (М., 1790). В этом справочном издании говорится, что полковник Василий Сергеевич Шереметев проживает в приходе Вздвижения Честнаго Креста, на Пометном Вражке, во 2-м квартале, в доме под номером 190. Разница, полагаю, объясняется временем составления справочников. Кстати, мать Василия Сергеевича, Наталья Яковлевна, имела дом в приходе Великомученика Никиты, в Доброй слободке, во 2-м квартале под номером 188. Любопытно было бы взглянуть на метрические книги церкви Вздвижения, - они могут нам рассказать о том, где родились дети Шереметевых.

[3] Это село с домовой деревянной церковью преподобного Сергия Радонежского и обширным усадебным домом с двумя флигелями Василий Сергеевич получил в наследство от своей матери Натальи Яковлевны Шереметевой, урожденной княжны Голицыной. В письме П.А. Вяземскому от 16 ноября 1818 г. из Москвы В.Л. Пушкин, родной дядя великого русского поэта, сообщая местные новости, пишет: «Кн. Сергей Гагарин купил прекрасную подмосковную у Вас. Серг. Шереметева, Соболево, за 230 тысяч рублей». См.: http://trojza.blogspot.ru/2012/04/1812_06.html; Пушкин В.Л. Стихи. Проза. Письма. М., 1989.  

[4] См.: Кузнецов И.А. К истории деятельности обществ хоругвеносцев в с. Богородском // Без прошлого нет настоящего. Памяти А.А. Бондаря. Богородск, 2015; Макаров И.А. Богородское общество хоругвеносцев // Без прошлого нет настоящего. Памяти А.А. Бондаря. Богородск, 2015.