Александр Юрьевич Романов посвятил свою жизнь работе в школе №3 г. Богородска. В этом учебном году он получил назначение на должность директора родной школы. Это назначение более чем обосновано. Что нового ждет школу №3 с новым руководителем? Третьего дня мы решили это разузнать, и, надо отметить, очень обстоятельно пообщались.
Александр Юрьевич, каким курсом пойдет школа под вашим руководством?
Основными направлениями работы нашей школы будут – качество и безопасность образования. С качеством образования ситуация более менее ясная, а вот о безопасности хочу сказать отдельно. Ребенок в школе находится без родителей, и он должен чувствовать себя максимально комфортно в любой ситуации. Это комфорт и физический, и психологический.
На базе нашей школы действуют два опорных центра. Первый - это «Осознанное родительство», который ориентирован на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учитель, ученик, родители. Без этого сейчас обходиться нельзя. Бывает, вижу, сидит ученик в коридоре – опоздал на урок. Посидишь, поговоришь с ним. И выясняется, что проблемы у ребенка далеко не детские, а проблемы, как правило, в семье. И тенденция пугающая: неблагополучных семей становится все больше и больше. В таких жизненных ситуациях ребенку больше всего нужна помощь педагогов, руководства школы, помощь одноклассников и школьных друзей. Школу называют вторым домом. Вторым домом, в полном смысле этого слова, она и должна быть для каждого нашего ученика.
Второй опорный центр – «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Наша задача – не нашпиговать ребенка знаниями, а научиться мыслить. Мыслить правильно, самостоятельно, и также самостоятельно добывать и использовать информацию. К примеру, если ребенок плохо работает с таблицами и диаграммами, он будет иметь плохую оценку по информатике, а также математике, физике, химии. Поэтому мы активно работаем над развитием у ребенка межпредметных связей. Ребенок должен сам уметь структурировать свои знания, извлекать и воспроизводить нужную в данный момент информацию. Мы должны научить мыслить его алгоритмически. Ученик должен уметь учиться.
Наша школа работает в этом направлении третий год. Некоторые педагоги уже освоили эту методику, но здесь возникает другая проблема: не все учителя готовы к новому. Но ведь учитель-профессионал – это, в первую очередь, тот, кто может выбрать подходящую методику для каждого ученика, не перестает сам учиться всю жизнь.
Хотелось бы чуть подробнее остановиться на том, как участвуют родители в образовательном процессе? Оказывается ли какая-то материальная или другая помощь со стороны родителей для улучшения качества образования? На все необходимое ведь выделяемых денег не хватит.
Часть денег вносит учредитель нашей организации – Администрация Богородского района, часть – это областная субвенция. На самом деле денег на образование выделяется достаточно много. И сразу хочу сказать, что дети в школе у нас учатся бесплатно. Это закон. Наша обязанность предоставить им все условия для обучения. Есть классы, работающие по авторской программе, в которых родители вносят плату за обучение и самостоятельно закупают комплекты учебников. Ни одной копейки из этих средств в школе не остаются. Сбором средств, повторюсь, занимаются родители.
Полгода назад был создан попечительский совет, без которого школе не обойтись. Учителям запрещено собирать с детей деньги. Хотя необходимость в этом есть: дети едут в театр, обеды, физическая охрана. Для этого и нужен попечительский совет. Это отдельная организация общей численностью 26 человек с печатью и лицевым счетом. В нее входят председатели родительских комитетов. Только вот кроме сбора денег в работе школы попечительский совет никакого другого участия пока не принимает.
Качественный уровень подготовки учеников оценивается по количественным показателям: процент выпускников, поступивших в ВУЗы, количество учеников, участвовавших и победивших в олимпиадах и другое. Как с этим обстоят дела?
Из 11-а, профильного физико-математического класса, поступили все. Другой вопрос, кто остался учиться в своем ВУЗе. Что касается олимпиад, честно говоря, успехи по всем школам не очень хорошие. Наша школа в том числе. Задания присылались достаточно сложные, отличаются от прошлых лет. Но мы будем делать из этого соответствующие выводы. Потому что олимпиады – это показатель работы и ученика, и учителя. Чтобы на олимпиаде занять первое место, необходимо выполнить минимум 50% заданий. Поэтому сейчас говорят, не занял первое место, а показал лучший результат. Наши ученики по району показывают результаты не более 40%. То есть вывести этих детей на областную олимпиаду мы пока не можем. В этом направлении тоже нужно работать.
Периодически будем делать контрольные срезы. В связи с этим учитель поставить тройку «просто так» уже не сможет. Отчитываться будут все. Этот вопрос буду контролировать жестко: не должно быть несоответствие оценки и результата. Смысл в том, что будет прослеживаться динамика, а не «мертвые», ни о чем не говорящие средние показатели.
Какие еще нововведения планируете внедрять в образовательный процесс?
Есть у нас профильный физико-математический класс. По программе этого класса увеличено количество часов физики и математики. Здорово! Но не для всех. Дети в профильный класс идут те, которые учатся хорошо, потому что другой класс обычный. И они уходят в этот класс, класс получается отобранный. Дети соревнуются в результатах, подтягиваются, и общие показатели очень хорошие. Но не всем учащимся в дальнейшем нужна будет только физика и математика.
Постараемся перейти к другой системе. В профильном классе профилей должно быть несколько. База будет у всех одинаковая. Но в физико-математическом профиле этого класса вводится четыре дополнительных часа физики. Пока пять человек на физике, биологический профиль на биологии, пять человек занимаются спортом и так далее.
Иногда становится жалко ребенка: проучился 8 лет в одной школе, хочет стать, к примеру, экономистом, а такого профиля в школе нет. Приходится уходить из нашей школы. Поэтому профилей должно быть несколько.
Хочу, чтобы все дети, пришедшие в третью школу, проучились в ней с первого по одиннадцатый класс, а мы им предоставим все условия для этого.
В начальной школе открыли ещё один первый класс. Было достаточно трудно найти учителя начальных классов. Но в итоге этот класс теперь в нашей школе есть. Для начальной школы создали уникальные условия: они учатся теперь пять дней в неделю, уроки по 35 минут. И это не только первый класс, который по закону обязан учиться пять дней, а с первого по четвертый. Для родителя отправлять ребенка в школу по субботам – это наказание. Иду на работу в субботу, город спит… И бедные малыши с портфелями бредут, ночь еще… Жалко их.
Александр Юрьевич, сейчас на форуме, и не только на форуме активно обсуждаются вопросы, связанные с ЕГЭ. Мнения самые разные: кто-то считает его полным бредом, кто-то основным и самым объективным показателем подготовки выпускника. Как вы расцениваете введение единого государственного экзамена в качестве выпускного и вступительного испытания?
ЕГЭ по стране шагает восемь лет. Нижегородская область была одной из последних, присоединившихся к нему. Наверное, через год-другой ЕГЭ сделают добровольным. И, считаю, что это правильно. У ребенка должен быть выбор. Ну, зачем ребенку сдавать ЕГЭ, если он не собирается после школы продолжать учиться.
Сдача ЕГЭ даже с психологической точки зрения достаточно жесткая процедура. ЕГЭ – это, в основном, тесты. Применение только тестов в оценке уровня знаний у меня вызывает сомнения. Тем не менее, готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ начинаем с пятого класса, используя все имеющиеся у нас средства.
С другой стороны, ЕГЭ показал разницу между выставленными оценками и реальным положением дел. А в этом учебном году планируется, что выпускники будут сдавать практически все экзамены в форме ЕГЭ. Как анализ работы, ЕГЭ я принимаю. В этом плане инструмент очень хороший. Повторюсь – это мое мнение.
В начале беседы мы говорили о безопасности образования, в том числе психологической. Какие проблемы возникают у детей в этом плане, как они решаются?
Ситуации-то самые разные бывают. К примеру, придет ученик не в школьной форме или опоздал на урок. Это не значит, что он не хочет приходить вовремя и в форме, иногда он просто не может этого сделать. Здесь, конечно, большую помощь оказывает социальный педагог. Есть у нас в школе такая должность. Работает он в первую очередь с детьми из неблагополучных семей, потому что родители в таких семьях своим детям должного внимания не уделяют. Дети брошенными быть не могут. Мы стараемся привлечь их к общественной деятельности школы, стремимся, чтобы они посещали все мероприятия, в том числе за счет спонсорских средств. Некоторые из них бесплатно питаются в столовой. Учитель должен видеть в каждом ребенке растущего человека, который через десять лет будет строить жизнь в нашей стране. Внимание нужно каждому ребенку.
С нового года в школе обязательно будет работать психолог. Считаю, что он должен быть в каждой школе. Бывает ребенку совсем некому довериться, некому излить душу. А родителям дети не все могут рассказать. В бытность работы классным руководителем, сам пытался как-то в этом плане помогать ученикам: выговорится ребенок, и камень у него с души упадет. Сейчас у меня не всегда получается это сделать. Да и заниматься этими непростыми вопросами должен профессионал.
Те проекты, о которых мы поговорили, предполагают инициативы, исходящие от родителей и учителей. А есть проекты, которые будут находиться под управлением учеников?
В школе довольно успешно работает система школьного самоуправления. И сейчас дела пошли гораздо лучше. Заместителем директора по внеклассной работе в этом году стала Зотова Н. Д. Честно скажу, я очень рад этому. Наталья Дмитриевна работает в школе давно, начав пионервожатой. Она изнутри знает всю структуру. Воспитательная работа в школе вышла на другой уровень.
Дети привлечены к решению практически всех школьных проблем. Раньше все вопросы, связанные, в том числе, со школьной формой, опозданиями, поведением учащихся решались только административно. А всё, что насаждается только таким способом, вызывает неприятие. Это касается, кстати, не только детей. Теперь инициатива идет и от детей. Они осознают, что они пришли не на дискотеку. Осознают собственную значимость в жизни школы и, в частности, в образовательном процессе. Ученики сами разработали положение о дежурном классе, который контролирует дисциплину и следит за порядком. Правильно, что этим занимаются и дети.
А как с нарушениями бороться? Давайте я встану у дверей школы… А чего мелочиться? Вместе с завучами встанем! Так! Сегодня ловим всех и записываем в чёрный список. Дети только от таких мер не станут дисциплинированнее. Мало того, появляется азарт – «поймали – не поймали». Дело в том, что мнение и слова сверстника порою оказывают на ребенка большее воздействие, чем наставление взрослого. Когда становится немодно ходить в школу в рваных штанах, то ученик больше в них не придет.
Но, как известно, истина всегда посередине. Полностью управлять ученическим коллективом только органам самоуправления учащихся доверить нельзя. Во всяком случае, пока…
Установили информационную доску «Молния», на которой моментально отражается все, что касается нарушений. Информация обновляется каждую перемену. Дети учатся работать с нормативными документами. Систематически опаздывающие или курящие теперь выглядят не озорниками, а нарушителями устава школы. А устав – это основной нормативно-правовой документ, обязательный для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
Другое дело, что устав учащимися старшего звена воспринимается несколько иначе. Нарушения с их стороны происходят, а санкций нет. Можно привлечь за нарушение родителей. Наказания минимальные: 100-200 рублей. Мы не практикуем этого. Надо сделать так, чтобы им было неловко себя чувствовать, нарушая правила. Особо жестких ограничений и рамок, кроме тех, которые прописаны в уставе, нет. Мы пытаемся создать атмосферу, которая была бы комфортна для всех учеников. Есть ученики, которые игнорируют это. Но отношение к ним стало другое. Если раньше они выглядели героями, то теперь на них смотрят снисходительно.
Конечно, чтобы задуманное заработало, потребуется не месяц, не четверть и даже не год. Надо долго и кропотливо работать, обсуждая с учениками каждый шаг, постоянно советуясь.
Александр Юрьевич, как вы взаимодействуете с руководством других школ? Какие-то совместные мероприятия на районном уровне планируются?
Опытом с коллегами мы обмениваемся, конечно. Часто общаемся: мне что-то посоветуют, помогут, я ведь недавно работаю в данной должности. За это благодарен руководителям всех городских школ.
Мы боремся за каждого ученика. Сегодня родители выбирают для своего ребенка школу по определенным критериям: преподавательский состав, наличие профильных классов, материально-техническое оснащение и многим другим. И место жительства уже не играет такой роли. Я, само собой, обязан принять ученика, проживающего в микрорайоне нашей школы. Но если к нам приезжает ученик или из 2-го микрорайона, или из пос. Центральный, увидев какие-то преимущества нашей школы для себя, мы его тоже принимаем, если есть место.
Когда я учился в школе, у нас было 38 классов по 40 человек. 1200-1300 человек учились в 2 смены. Сейчас в школе 26 классов, средней наполняемость 24 человека. Все достаточно прозрачно. Финансирование школы напрямую зависит от количества детей. Из-за чего сельские и малокомплектные школы, к глубокому сожалению, оказались в очень непростом положении.
О совместных мероприятиях… Есть у меня некоторые идеи. Но поскольку это идеи, позвольте пока оставить их при себе.
К вопросу финансирования: третья школа – самая старая школа города. Проблем по зданию, думаю, предостаточно. Выделяется ли финансирование на дополнительные ремонтные и восстановительные работы?
Два этажа школы построены в 1937 году, третий этаж построен через 20 лет. Но, общаясь с директорами других школ, понимаешь, что там проблем не меньше.
А если говорить о том, нужен капитальный ремонт третей школе или не нужен, скажу прямо: на глазок такого решения не примешь. Постараемся в следующем году провести полную экспертизу при помощи лицензированной организации соответствующего профиля. Процедура эта не дешевая, не один попечительский совет таких денег не выделит. Учредитель нашей организации в полной мере помогает решению проблем такого рода.
Президент в своем послании к Федеральному Собранию говорил, что школы у нас в большинстве своем ветхие. Эту проблему надо решать. Решать качественно. Если дети гибнут в школах под перекрытиями – это ужас, это хуже войны. Поэтому, как я уже говорил вначале, безопасность – одно из приоритетных направлений работы нашей школы.
Александр Юрьевич, я учился в другой школе, но слышал о вас исключительно положительные отзывы учеников: что вы для них являетесь для них старшим братом, отцом. Как изменились отношения с учениками после вступления в должность?
За время своей работы в школе, а это 18 лет, ученики мне давали разные «звания». Перечислять их не буду. Скажу одно: они не были обидными, оскорбляющими. Здесь напомню об одной истине: относиться к людям надо так, как хочется, чтобы они относились к тебе.
Получив это назначение, я не ставлю себе целью стать на ступеньку выше всех и оттуда поглядывать. Дети сначала отнеслись настороженно. Потому что слово «директор», так у них отложилось, означает человека с жезлом, который им все регулирует. Чтобы этот барьер убрать, сходили на классные собрания, рассказывали о том, в каких направлениях будем двигаться, что предстоит, что нас ждет. Ну и ученики понемногу успокоились. Новая запись в моей трудовой книжке на взаимоотношения с детьми никак не должна повлиять.
Мы всегда хорошо работали, всегда отношения были хорошие. Моя проблема в том, что я их реже стал видеть – в этом плане обещаю исправиться. Скучаю. Общение с молодыми людьми придает энергию. Когда был учителем, классным руководителем, общения с детьми было больше. Им что-нибудь из своей жизни расскажешь, они с тобой поделятся.
До сих пор общаюсь со многими своими выпускниками. И они частенько приходят в гости в родную школу.
А с педагогическим коллективом отношения изменились?
С коллективом отношения изменились. В общем-то, так и должно быть.
Коллектив третьей школы всегда славился своим трудолюбием, качеством своей работы, несмотря ни на какие изменения политического или социального характера. Приложу все усилия, чтобы эти качества педагогического коллектива сохранились.
Свои отношения с подчиненными строю строго в рамках законодательства и взаимопонимании.
Очень хочется, чтобы учительский коллектив был подобен хорошему оркестру, который исполняет одно произведение, в одной тональности, в одном темпе.
Задача крайне непростая и сразу не решается. Что планируете предпринять в этом направлении?
Дело в том, что не один директор управляет школой. Нужна грамотная, инициативная команда, в первую очередь заместителей директора. Эти люди должны увлечь преподавателей, уметь и хотеть в каждый момент придти на помощь любому учителю, ученику. Должны видеть перспективу развития школы. Буду формировать такую команду.
Часто задаюсь вопросом, чем я могу заинтересовать новых специалистов? Людей можно заинтересовать, по большому счету, всего двумя способами: морально и материально. С материальной стороной вопроса дела обстоят хуже, чем хотелось бы любому работнику любой школы. Больших денег в школе не заработаешь. Хотя в связи с введением новой системой оплаты труда, возможно достаточно неплохое стимулирование инициативного работника.
По уровню психологической сложности профессия учителя приравнена к профессии летчика-испытателя. Сидит перед тобой 25 человек, и каждый думает про себя: «ну что, посмотрим, кто кого». Тяжело бывает. Вот именно поэтому люди в школе должны работать не случайные. Не те, которые просто выучились в педагогическом университете, потому что больше никуда не поступили или чтобы в армию не ходить. Учитель – это учитель по призванию. Так и в любой профессии должно быть. Это я так считаю, хотя, может, это и утопия.
Случается, что человек приходит на работу после педагогического ВУЗа в школу и, поняв, что это «не его», уходит. Это и честно, и правильно. А вот если он остается – это проблема… Он приходит каждый день на работу и клянет ее, не любит детей. Что из этого получится, и каких результатов от таких работников ждать – догадаться несложно.
Может, где-то повторюсь: случайных людей в школе быть не должно. А построить новые отношения в коллективе – это работа нескольких лет. Все что быстро, то ненадежно.
Александр Юрьевич, что как вы видите результат своей работы? Чем должна стать и как работать третья школа?
Хочу, чтобы школа была местным ЦОДом. Только в полном смысле этого, а не только по физике, химии и т.д. Чтобы мы, учителя, видели в каждом ребенке те способности, которыми он выделяется из общей массы. Мы хотим, чтобы ребенок был успешным. В учебе успешных детей не очень много. Ну и что? А, может, ребенок поет хорошо, рисует прекрасно или он отличный спортсмен. Он должен остаться за бортом школьной жизни, потому что учиться еле-еле на три по математике? Ни в коем случае. Мы, как коллектив школы, должны помочь ему найти и реализовать себя, свои способности. Нельзя записывать детей в касты двоечников и отличников! Если ребенок чувствует себя успешным в чем-то, то он будет с удовольствием ходить в школу, где его ценят и понимают.
Мы хотим периодически организовывать совместные спортивные встречи, творческие выставки и другие мероприятия. Первая наша выставка на первом этаже школы проведена для того, чтобы «расшевелить» детей. Это выставка фоторабот учителей. Выставили свои работы и оставили пол-стены свободной. «Здесь могла бы быть ваша реклама». Хотелось бы, чтобы и родители ее увидели и подтолкнули своих детей к активному участию. Работы многих учеников ничем не хуже работ учителей. Пускай это будут совместные работы ребенка и родителей. Надо вместе помочь каждому ребенку раскрыться, в том числе и творчески.
И всем учителям, независимо от места работы, хочу сказать, что детей нужно любить не номинально, потому что приходится, а искренне. Если не получается, лучше поискать себя на другом поприще.
Мы работаем для детей.
Александру Юрьевичу спасибо за открытость и саму возможностью беседы.
Юрьич отличный мужик. Думаю встряхнёт немного 3-ю школу, а то застоялось там всё как-то по слухам... Остаётся пожелать успехов на новом поприще.
да, наверное бы и не ушла.
а ведь причина - то была в том, что у меня были непонятки с физикой и математикой. чувствовала я, что это не моё, поэтому физико-математический класс мне не светил. А в других классах, извините, но были те, кому вообще все равно на учебу и оценки; представляю я, что было на уроках. поэтому пришлось уйти в первую школу. поддерживаю разделение класса на несколько профилей. самый выигрышный вариант. Александр Юрьевич, успехов
KrizesА с почином!
Адрес: ул. Ленина д. 227
Контакты:
Директор: 2-13-04
Завуч: 2-24-61
Какое же будущее собирается воспитывать Романов сотоварищи? Ответ становится недвусмысленно очевидным, когда относительно подчиненных ему учителей Александр Юрьевич безапелляционно заявляет «Очень хочется, чтобы учительский коллектив был подобен хорошему оркестру, который исполняет одно произведение, в одной тональности, в одном темпе». Ну как тут не опешить, ведь для обучения, процесса несомненно творческого, просто необходимы солисты с индивидуальными голосами и неповторимой мелодией в душе. Именно они могут подвигнуть детей к нестандартному мышлению. Под оркестр же, долбящий одну мелодию, можно лишь маршировать: четко, отточенно, слаженно, – одним словом – правильно. Отсюда следует только один вывод: в ближайшем обозримом будущем школа № 3 останется средней во всех отношениях, большинство ее воспитанников научатся мыслить четко-ясно-трафаретно, а немногие счастливые исключения будут подтверждать правило.
Надо сказать, что сравнение учительского коллектива с оркестром в интерпретации А.Ю. Романова показалось мне чересчур зловещим. Постоянно одну и ту же мелодию может играть лишь совершенно безвольный оркестр. Такие существовали в нацистских лагерях времен II-й Мировой войны и состояли из военнопленных. Для вновь прибывших в концлагерь подобный «концерт» частенько заканчивался «дискотекой пулеметчика Ганса», который аккуратно выкашивал всех, кто не успевал втянуть голову в плечи.
Синдром пулеметчика Ганса в настоящее время присущ многим посредственным руководителям. А. Ю. Романов, судя по его высказываниям, – не исключение. За 18 лет работы он, будем откровенны, не сумел сотворить себе имени, а потому не будем тешить себя иллюзиями – ЦОДом школа № 3 при нынешнем директоре не станет. А жаль… Честное слово, жаль!..
Что же касается самого материала, то при всей своей добротности, он представляет собой конъюнктурный опус в духе социалистического реализма и является лакомым кусочком для такого конформистского издания, как «Богородская газета». Сам же автор вольно или невольно также оказался подвержен синдрому пулеметчика Ганса, ведь утверждая на пьедестале посредственность, он тем самым «выкашивает»творцов. Вряд ли стоит так начинать, потому что слово – не воробей, вылетит – убить может…
Есть хорошая поговорка: уродство - в глазах смотрящего.
Г-н Романов известен по имени, должности, даже фото для таких как я, не знающих, кто это, прилагается.
О пользователе форума Gleb7 я не знаю ничего, кроме того, что он не поленился зарегистрироваться, дабы вкупе с высказыванием своего мнения некорректно, да, прямо скажем, по-хамски наехать лично на г-на Романова.
Невольно хочется спросить, если г-н Романов "не заработал себе никакого имени", какое имя заработал себе г-н Gleb7, и почему не хочет его огласить, раз есть такая возможность, хотя бы написав под своим опусом что-то, кроме ника?
Или сюда подходит другая хорошая поговорка - та, что про идущий караван?
Так бывает почти всегда.Живёт себе человек без паскудства в душе, занимается тем, что любит делать и УМЕЕТ, значит почти наверняка найдутся "буквоедствующие мстители"...
Причём данный человек, рискну предположить, к педагогике имеет непосредственное отношение. Вот это (если так!) по настоящему худо, по настоящему...
На самом деле всё несложно- ДРЯННЫЕ ЛЮДИ В ГОРОДЕ ПОЧТИ ВСЕГДА НА ВИДУ И НА СЛУХУ.В любом городке, типа нашего.Это тот самый случай, когда репутацию человека подобными высказываниями не подпортишь по той простой причине, что его ВЕСЬ город знает...
И самое печальное в этом "отзыве" то, что оратор не приводит никаких доводов, аргументов и фактов, а просто долбит игрой слов и музыкальных терминов... Да рискну предположить, что он вообще вряд ли в будущем появится здесь. Как правило-это люди одного неуклюжего "наезда"...
Платят за что? За материалы, содержащие убийственные для респондента доводы, аргументы и факты.А это - так, неуклюжий наскок, повторюсь... Ну на уровне догадок можно предположить, что этого человека, ну к примеру, из школы сократили... Чем не повод? И вот на нашем форуме уже есть свой Сергей Доренко, эдакий "клавиатурный киллер"... Только вот мишень выбрана практически неуязвимая...
Погодите. Образовательный стандарт у нас един - он озвучен Минздравсоцразвития. Это по-другому называется "содержание образования" - что должен знать и уметь выпускник к концу каждого класса. Минимум.
Вы, определенно, что-то иное имеете ввиду. Видимо, местные традиции, подход, уклад и прочие подобные штуки.
Можно поконкретнее, что именно вас не устраивает? Кого конкретно ущемляют, какие инициативы душат?
Gleb7, а и правда, давайте попробуем побеседовать как-то менее обтекаемо. Хорошее обсуждение- это когда в первую голову понимаешь что обсуждать...
«Образование, – говорит товарищ Сталин, - это оружие, эффект которого зависит от того, кто его держит в руках…». В руках советского государства образование является оружием борьбы за коммунизм».
И школа, и пионерское движение нужны были власти, чтобы, работая совместно, с разных сторон влияя на детей, стараться воспитывать их будущими коммунистами. Коммунистическое воспитание детей было их общей целью. «Школа нужна для углубления детдвижения» - говорила Н. Крупская
Или вот из газеты "Известия", пардон, в кусочек с датой, видимо, блины завернули:
«Было бы весьма легкомысленным оппортунизмом придерживаться того взгляда, что детей, мол, не следует вовлекать в ту острую борьбу, которая кипит сейчас на политическом, хозяйственном и культурно-идеологическом фронте социалистического наступления в городе и деревне. Есть такие умники, в особенности из реакционных педагогов, которые склонны держать детей вне политики. Совершенно недопустимо примиренческое отношение к такой обработке детей».
Вот так вот, ясно и чётко, без размытых индивидуальных подходов
Что же касается технической стороны - о ней El Draco уже сказала выше. Стандарт предусматривает чёткий минимум, который должны дать учителя (а ученики - усвоить) по тем или иным предметам. Всё остальное, с обходами и заходами - это либо факультатив от души препода, либо по заказу учеников, жаждущих знаний. Вот один из давних советских стандартов. "Основные задачи русского языка и литературы: научить детей самостоятельно излагать свои мысли на бумаге и выработать у них навыки устной речи. Вся организационная работа внутри школьного коллектива, а тем более участие в общественной работе вне школы, потребует умелого пользования живым словом. Активный член школьного коллектива, будущий деятель общественной жизни – учащийся… должен овладеть орудием живого общения настолько, чтобы обеспечить себе действительное участие в жизни Родины». (Из программы по русскому языку )
В течение пятого года обучения литературе и русскому языку школьники должны получить следующие навыки: умение слушать, связывать слышанное, принимать участие в беседе; умение письменно формулировать выводы, добытые при разработке комплексных тем; умение читать газеты – сделать выписку, найти нужную цитату." В течение года ученики учились устно рассказывать и записывать собственные наблюдения и собранные сведения, например, «о расслоении и классовых противоречиях в деревне», составлять творческие рассказы на эти темы. (Там же, стр. 144.) В результате дети должны были научиться «составить небольшую корреспонденцию информационного характера о жизни группы в школьную газету», уметь грамотно написать краткое сочинение о лично пережитом или виденном. "
Опять же, всё ясно и понятно. Какие ещё могут тут быть индивидуальные мышления и нестандартные отступления для "неправильно" мыслящих?
Счастливые исключения,Ranger,это,к примеру,победители областных и всероссийских олимпиад,а с такими на нашей земле проблемы.Олимпиады,по словам А.Ю.Романова,сложные.Но почему,скажем,из захолустного Ковернино,если верить нижегородской прессе,есть победители на области,а из близкого к Нижнему Богородска нет?Вот вам и конкретика,господа.Делайте выводы.
Прости, Критик, диктовал, вот и вышел, как вы говорите, косяк. В оправдание себя смиренно прошу Вас посмотреть выше, дорогой друг. Ваш псевдоним грамотностью также не блещет. Понятно. что специально, но все же...
С чего Вы взяли, что Ковернино захолустное? Там тоже есть дети главы администрации и начальника РОВД. Какое же это захолустье?
Gleb7 Вы в какой класс пошли? Вроде должны были объяснить уже, что после знака препинания ставится пробел. Такая вот конкретика. Делай выводы, дорогой друг.
Это стандарт не образовательный, а административный. Что в школьном коллективе, что любом другом, подчиняются руководителю. Если подчиняются слаженно, руководитель правильный. Учитель работает не с директором, а с учениками. Директору он подчиняется, внимает и говорит яволь.
По олимпиадам судить не берусь, не знаком с уровнем продажности. В доменеджерное время победителями становились просто талантливые школьники, а занимались с ними даже меньше, чем с остальными, ибо раньше в школах тянули вверх дубов, а "ясени" росли сами.
А что, у местных боссов нет ни детей, ни внуков? Или они победнее ковернинских? Но дело, конечно, не в этом. Заметил же Александр Юрьевич, что олимпиадные задания выполняются учащимися наших школ не более, чем на 40%. Вечный вопрос: кто виноват?..
...Помнится по случаю "чудесного возвращения" была устроена грандиозная пьянка в любимой номенклатурой того времени столовой "8-й фабрики"
но самым ужасным стал вывод под белы ручки одиннадцатиклассницы в сильном алкогольном опьянении прямо из рядов линейки на виду у всех НЕТ НЕТ самым ужастным было отсутствие медика !!!!!
а кстати не думаю что "Коля-деревянный" не стоял так же с Романовым А.Ю если бы на этом посту !